Что происходит с бензином в россии – Что происходит с ценами на бензин в России

Что происходит с ценами на бензин в России

Как видим, в краткосрочном плане меры правительства работают: дефицита бензина нет, рост розничных цен не превышает инфляцию, а независимая торговля нефтепродуктами не разоряется. Но что произойдет после завершения соглашений в конце июня?

Чего ждать

На наш взгляд, принятые меры позволят правительству удержать розничные цены в пределах инфляции до конца года. Стабильность цен на АЗС — социально значимая тема и один из приоритетных вопросов для государства. Однако сейчас эта стабильность достигается за счет убыточности поставок на внутренний рынок для НПЗ. Чего же ожидать в среднесрочной перспективе?

Текущее производство автобензина полностью обеспечивают перерабатывающие мощности, решение о строительстве которых было принято в ситуации премиальности внутреннего рынка и высокой маржи переработки (до 2015 года). Сегодня же компаниям невыгодно производить и поставлять бензин на внутренний рынок. В таких условиях компании не заинтересованы не только в строительстве новых мощностей, но и вообще в производстве убыточных моторных топлив. Другими словами, действующая система регулирования решает краткосрочные задачи по балансированию рынка, но не способствует долгосрочному развитию отрасли. Это угрожает стабильному обеспечению внутреннего рынка в будущем.

Параметры регулирования следует скорректировать таким образом, чтобы обеспечивался баланс интересов нефтяников, потребителей и бюджета. Демпфер должен быть заменен плавающим акцизом, который бы учитывал котировки внутреннего рынка и напрямую включался бы в цену. При высоких ценах на нефть акцизы должны снижаться, при низких — увеличиваться. При этом должен быть решен вопрос с наполнением дорожных фондов: сегодня он в основном пополняется за счет акцизов на топливо. Величина дополнительных конъюнктурных доходов бюджета вполне позволяет компенсировать потери от снижения акцизов, но бюджетное правило запрещает это.

В соответствии с бюджетным правилом все дополнительные доходы бюджета от превышения котировок российской нефти Urals уровня в $40 за баррель (с учетом индексации) должны направляться в резервный фонд, а его использование допускается лишь для некоторых направлений. Парадокс ситуации состоит в том, что бюджетное правило предназначено для снижения влияния колебаний внешнеэкономической конъюнктуры на российскую экономику, но в данном случае оно работает в обратную сторону. Таким образом, должны быть внесены изменения в законодательство, которые позволили бы реализовать гибкий акциз без потерь для дорожных фондов.

brodv.ru

В России взлетели цены на бензин: Ресурсы: Экономика: Lenta.ru

В регионах России резко выросли цены на бензин. Существенный рост стоимости топлива отмечается в Туве, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях, а также в Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях, пишет издание «Тайга.Инфо».

По данным издания, в июне бензин Аи-95 в Новосибирске на заправках «Газпром нефти» подорожал с 43,9 рубля до 44,55 рубля. В то же время, по данным Новосибирскстата, стоимость Аи-92 и Аи-95 в мае не изменилась по сравнению с апрельским уровнем. Бензин Аи-98 подорожал на 0,1 процента.

Материалы по теме

00:01 — 25 марта

Признак коммунизма

Россия тратит миллиарды на новые стройки века. Но поможет ли опыт СССР поднять экономику?

Согласно официальной статистике, в Туве за этот период стоимость Аи-95 выросла с 41,58 до 44,32 рубля. Аи-92 подорожал с 39,58 до 41,86 рубля. Помимо этого, стоимость топлива в мае по сравнению с апрелем увеличилась в Красноярском и Алтайском краях, Иркутской, Омской, Томской и Кемеровской областях.

Как пишет издание Znak.com, на цены на бензин также жалуются жители Казани, Петрозаводска, Омска и Сахалина. В Карелии, в частности, цены обновили максимумы с 2018 года. Согласно Карелиястату, 10 июня в Петрозаводске бензин Аи-92 стоил в среднем 41,71 рубля — это самый высокий уровень с октября 2018 года, когда его цена была 41,4 рубля. Цены на топливо Аи-95 выросли до 45,2 рубля. До этого самая высокая цена также фиксировалась в октябре — 44,97 рубля, пишет Karelinform.ru.

Согласно данным Росстата, цены на бензин выросли в 58 регионах России в период с 3 по 9 июня 2019 года. Согласно информации ведомства, больше всего они увеличились в Кызыле (1,4 процента), Костроме и Чите (0,9 процента). Снижение стоимости бензина произошло в Севастополе (0,8 процента), Горно-Алтайске (0,5 процента), Симферополе (0,2 процента). В Москве и Санкт-Петербурге стоимость топлива увеличилась за неделю на 0,3 процента.

В мае стало известно, что нефтяники не выполнили поручение вице-премьера Дмитрия Козака о стабилизации цен на бензин на внутреннем рынке. Согласно соглашению, достигнутому с правительством, нефтяные компании обязывались поставлять на внутренний рынок больше бензина и дизтоплива. Однако, по данным Федеральной антимонопольной службы, они не выполнили это условие и при этом увеличили экспорт продукции.

Российское правительство в конце 2018 года заключило соглашение с нефтяными компаниями о фиксированных ценах на бензин. Затем договоренности были пролонгированы, срок действия последних истекает 30 июня 2019 года. По условиям соглашения, нефтяники покрывают внутренний спрос на топливо и не допускают локального дефицита бензина и дизтоплива, что привело бы к резкому росту их цен. Помимо этого, компании не должны повышать цены на бензин выше уровня инфляции.

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

lenta.ru

Почему в России дорожает бензин | Мнения

Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, — это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.

В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.

Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.

В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.

Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.

Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году — только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня — 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.

Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше — в 2,07 раза, в Латвии — в 2,21 раза, в Швеции — в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.

Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка — это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея. 

И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер. 

Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.

Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании — менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?

Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России — сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.

Автор — член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭКа 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *