Контроль давления в шинах автомобиля — тест трех устройств — журнал За рулем
В Европе системы контроля давления — обязательное оснащение, мы же пока в хвосте прогресса. Поэтому сравниваем три системы, которые можно приобрести отдельно и установить самостоятельно.
Датчик давления системы ТР‑310. Вскоре он навсегда спрячется под шиной.Датчик давления системы ТР‑310. Вскоре он навсегда спрячется под шиной.
Давление должно быть в норме — как в сосудах водителя, так и в шинах его автомобиля. Но если в прежнюю эпоху владельцы проверяли колеса чуть ли не каждый выходной, то сегодня на это занятие почти все махнули рукой. Мол, пока колесо не легло на обод, давление в нем нормальное.
На ходу обнаружить разнобой в давлении порой бывает непросто: переднеприводный автомобиль, к примеру, может довольно спокойно двигаться при севшем заднем колесе, пока оно не размочалится в лохмотья. Хотя бы поэтому устройства TPMS (tyre pressure monitoring system — система контроля давления в шинах) никак нельзя причислить к безделушкам.
В Европе TPMS — обязательное оснащение, без этой системы машину не сертифицируешь. Даже поставляемые на европейский рынок Весты имеют систему контроля давления в шинах. А мы вновь в хвосте прогресса: на дорогих машинах TPMS есть, а на бюджетных отродясь не было. Однако любую из «обделенных» несложно оснастить соответствующим гаджетом — их в продаже довольно много.
Датчики давления систем ТР‑300 и TPMS‑8886. В грязи им несладко. К тому же они обречены на постоянные посягательства несознательных членов общества.
Материалы по теме
Автомобили среднего ценового диапазона обычно оснащают системой контроля давления в шинах, считывающей количество оборотов колес с датчиков АБС. Такая конструкция проста и надежна, но температура колеса не отслеживается. Иное дело — проверенные нами системы: они замечают перегрев шины из-за начала разрушения ее силовой структуры, а также из-за подклинивающих тормозных колодок.
Условия работы всех колес могут немного различаться, но по крайней мере в паре передних или задних давление и температура не должны сколь-нибудь заметно разниться.
В ходе испытаний мы оценивали удобство установки и пользования трех систем китайского производства, а также точность их работы.
Мерим изнутри и снаружи
Принципиальных различий между тестируемыми устройствами немного. ТР‑310 требует установить датчики внутри колес, и без шиномонтажных работ здесь не обойтись. ТР‑300 и TPMS‑8886 гораздо демократичнее: их датчики навертываются снаружи на ниппели. А информацию они передают по-разному: ТР‑300 — на монитор (входит в комплект), TPMS‑8886 — на смартфон.
Смартфон на панели приборов выглядит не очень эстетично, но ведь всё равно многие используют его как навигатор. Да и по прямому назначению тоже. Смартфон на панели приборов выглядит не очень эстетично, но ведь всё равно многие используют его как навигатор. Да и по прямому назначению тоже. |
www.zr.ru
Система контроля за давлением в шинах
Система контроля за давлением в шинах
TPMS (Tire Pressure Monitoring System)
· Система iTPMS
· Система direct TPMS
· Тire pressure warning reset switch
· Для инициализации системы надо …
· Первичная проверка системы
· В колпачках есть окошки …
· Косвенная система контроля давления в шинах
В последнее время всё чаще и чаще приходится сталкиваться в своей работе с вопросами клиентов: « … что за лампочка горит на приборной панели, погасите пожалуйста», рис.1:
И это не удивительно, потому как на автомобильном рынке США система TPMS начала внедряться уже с 1999 года, а с 2008 года это стало обязательной системой базовой комплектации для всех продаваемых в Америке легковых автомобилей и малых грузовиков. По данным американской национальной администрации безопасности дорожного движения National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA), в 2011 году из-за несоответствующего нормам давления в шинах на американских дорогах погибло более 600 человек. С 2006 года эта опция становится всё более широкодоступной и на автомобилях выпущенных для Европы.
Как показывает практика, б/у автомобили из Америки обходятся дешевле российскому покупателю, чем, примерно, такого же класса автомобиль из Европы и россияне с удовольствием покупают японские тойоты, лексусы, мазды или хонды привезённые с Северной Америки. И тут многих обладателей этих автомобилей поджидает первый не очень приятный сюрприз. Как правило, перевозка по морю идёт в контейнерах и зачастую с машин снимают колёса, складируя их отдельно, отключают аккумуляторы, по просьбе будущих владельцев ещё в Америке меняют диски на «красивые» и никто при этом не задумывается, что по прибытии в Россию необходимо восстановить нормальную работу системы TPMS. В итоге, поставив автомобиль на учёт, его эксплуатация начинается с посещения автосервиса и дополнительных финансовых расходов, к которым большинство владельцев попросту морально не готово.
Самый последний свежий пример из моей практики Lexus IS250 4GRFSE 2008 года выпуска. Автомобиль в идеальном состоянии, чёрный металлик, белый кожаный салон, полная комплектация и новые диски, которые поставили перед отправкой в Россию по просьбе будущей хозяйки … а о том, что надо прописать датчики никому и в голову не пришло. Американцам это, по видимому, безразлично, а хозяйка о такой проблеме и предположить не могла.
Снятие/установка колёс, монтаж/демонтаж шин чтобы переписать номера датчиков, балансировка 4-х колёс, полюс прописка четырёх датчиков и это ещё хорошо что все датчики оказались на месте и рабочие, а если бы нет, то денежные вливания в автомобиль существенно увеличились бы,- рис. 2:
Так что же из себя представляет система контроля за давлением в шинах TPMS, имеющая ещё одно название TPWS (Tire Pressure Warning System). Что побудило авто-производителей внедрять эту систему в своих автомобилях?
В первую очередь, это безопасность дорожного движения и борьба за экологию. А что же автовладельцы, за дополнительную безопасность несут дополнительные расходы по использованию и обслуживанию? Не только. Есть в ней и более приятные моменты, в дополнение к повышенной безопасности ещё и общее снижение расходов на эксплуатацию автомобиля. По исследованиям проведённым в США выяснено что срок службы автомобильных шин уменьшается в прямой зависимости от недостаточного давления. Шина, которая должна иметь стандартное давление в 32psi имеет срок службы 80 000 миль, если давление падает до 29psi то отнимаем 8 000 миль, до 26 psi минус 16 000 миль, а до 22 psi то уже минус 24 000 миль или более 25%. Конечно, все эти цифры верны при условии, что диски без замечаний и колёса надлежащим образом отбалансированы.
Изначально мониторинг за состоянием давления в шинах некоторые авто-производители начали включать в систему ABS. Это довольно простой и низко-затратный метод решения этой проблемы, но имеющий некоторые ограничения. Называется такая система «косвенная» Indirect TPMS, преимущество её в дешевизне, используются уже установленные датчики и блоки, есть и недостатки, такие как существенная погрешность измерения и некоторые другие, хотя компании NIRA Dynamics AB и Dunlop Tech GmbH продвигающие iTPMS на европейском рынке имеют несколько иную точку зрения, но об этом в конце статьи.
Вообще, американский автопром был пионером по внедрению этой системы. Но на большинстве североамериканских систем iTPMS (автомобилей с1999 по 2003 годы выпуска), система не может обнаружить утечки давления, если две шины расположенные на одной оси или все четыре колеса имеют одинаковую потерю давления. Принцип работы системы iTPMS следующий, при изменении давления в шинах изменяется и длина окружности колеса, соответственно изменяется скорость вращения колеса, что фиксируется датчиком скорости системы ABS и при превышении допустимых пределов загорается сигнальная лампа. В большинстве случаев, для того, чтобы датчик скорости зафиксировал разницу в скорости вращения колеса потери давления должны составить где-то 0,55 — 0,95 бар. Это зависит от типа, диаметра и пропорции шин, а так же чувствительности системы ABS. На низко-профильных шинах с жесткими боковинами диаметр изменится меньше, чем на стандартных шинах с высоким пропорциями и более мягкими боковинами. Потеря в 0,7 бар на низко-профильной шине может изменить диаметр менее чем на 1 мм, а большинство систем ABS не может обнаружить изменения скорости вращения при уменьшении диаметра меньше чем на 1 мм. По этой причине система iTPMS не столь чувствительна, как система dTPMS, в которых датчики давления расположены в каждом колесе.
Также в системе iTPMS должна быть проведена калибровка каждой шины, после замены, ремонта или балансировки. Водитель должен нажать специальную кнопку системы iTPMS — «reset» на щитке проборов или следовать процедуре адаптации описанной на информационном дисплее. Важно, чтобы все шины были должным образом накачаны перед процедурой перекалибровки — иначе контрольный модуль системы iTPMS, откалибрует колёса неправильно и может не обнаружить потерю давления в шинах. Процедуры перекалибровки существенно отличаются от производителя и года выпуска автомобиля. В Америке даже выпущена специальная справочная программа, стоимость которой колеблется в границах от $85 до $185 USD. Заказать и купить при необходимости можно здесь — http://www.tireindustry.org/pdf/0908-TPMS-RelearnFlyer_lorez.pdf . В программе есть все автомобили американского рынка вне зависимости от страны производителя.
Никаких специальных процедур, помимо калибровки описанной выше, для системы iTPMS не требуется. Нужно всего лишь перед калибровкой проверять давление в шинах на соответствие заданному. Система довольно надёжна и выход её из строя возможен лишь в случае поломки в системе ABS.
Некоторые модели автомобилей американского рынка имеющих систему iTPMS — 2001-2003 Ford Windstar, 1997-2002 Buick Park Avenue, 1999-2003 Buick Century & Regal, 2002-2003 Buick LeSabre, 2003 Buick Rendezvous & Aztek, 2000-2003 Chevy Impala & Monte Carlo, 1999-2002 Chevy Alero, 1999-2002 Pontiac Grand Am, 1997 — 2003 Pontiac Grand Prix, 2000 — 2003 Pontiac Bonneville, и 2001-2003 Oldsmobile Aurora.
В системе direct TPMS в каждое колесо устанавливается отдельный клапан с вмонтированным в него датчиком измерения давления, опционально с датчиком температуры, трансмиттером, антенной и батарейкой обеспечивающей электропитание электронных элементов. Антенной служит ствол клапана и колпачок, так что не стоит менять оригинальный колпачок на новый пластиковый, можно внезапно получить абсолютно не нужную проблему и головную боль по её устранению. На автомобилях Honda, когда TPMS ECU находится в «режиме обучения», активация датчиков в определенной последовательности говорит TPMS ECU, где расположено колесо. Последовательность обычно начинается с левого переднего колеса, и движется по часовой стрелке. Адаптация системы на некоторых моделях автомобилей может понадобится даже после балансировки при обслуживании колёс, демонтажа/монтажа, смены резины или устранения проколов. Но я с такими пока не встречался потому как наш автосервис услуг по шиномонтажу до последнего времени не оказывал. Перед началом диагностики и обслуживания этой системы на Toyota в обязательном порядке перепишите ID всех датчиков на листок и имейте его под рукой, потому что в случае прописки, даже при замене одного датчика, вам придётся заново вводить ID всех датчиков. А для прописки датчиков на автомобилях Хонда необходима только дилерская программа HDS, причём с оригинальным адаптером Honda HIM или GNA 600. Так же при помощи сканера можно изменять порог заданного давления в шинах, естественно уведомив об этом владельца, чтобы тот мог осуществлять его контроль и в случае заезда для обслуживание на другой сервис. И ещё на Honda есть очень удобная опция определения местоположения датчика, что существенно облегчает его выявление при наличии неисправности. У Toyota в программе Techstream таких функций к сожалению не предусмотрено.
Есть ещё очень важное предостережение при обслуживании колёс с датчиками системы dTPMS. При проколе колеса не в коем случае нельзя использовать аэрозоль герметик для его ремонта. Герметик может нарушить нормальную работу датчика давления, исказив показания или совсем выведя его из строя. И вместо одной проблемы можно получить другую, гораздо более дорогостоящую. Обычно на баллончиках с таким аэрозолем всегда имеется информация о невозможности его применения в автомобилях оснащённых системой dTPMS.
Системы iTPMS к такой проблеме не чувствительны,- фото 3:
Диагностику и настройку систем dTPMS можно производить не только дилерским оборудованием, на вторичном рынке в США доступны тестеры таких известных брендов как ATEQ, Bartec, OTC и многие другие. Стоимость таких мультимарочных тестеров колеблется в границах чуть дороже или дешевле $500 USD. Цена зависит от охвата марок, модельного ряда и доступных функций. Приобрести это оборудование может каждый желающий.
Тестер, подключившись к системе dTPMS обычно активирует датчики давления таким образом, что они начинают транслировать сигнал. Затем ЭБУ системы dTPMS проверяет работоспособность всех датчиков и их показания. Этот инструмент может быть использован как для проверки работы каждого отдельного датчика, прописки в ЭБУ новых датчиков при их замене, так и для устранения неисправностей в системе dTPMS. Многие из этих тестеров имеют порт USB, который позволяет обновлять по мере необходимости программное обеспечение, а также для загрузки информации из памяти тестера на ПК для печати или сохранения.
Более подробно рассмотрим систему dTPMS на примере автомобиля Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска.
На нижеприведённом рисунке можно проследить взаимосвязь всех компонентов системы и как видим всё довольно просто и понятно,- рис. 4:
Каждое колесо на этом автомобиле, включая и запасное имеет клапан с вмонтированным в него датчиком давления, трансмиттером и батарейкой автономного питания датчика,- рис. 5:
Датчик считывает показания давления и данные в виде радио сигнала, содержащие в том числе и ID каждого датчика и передаются в Tire Pressure ECU через антенну в ресивере установленном на крыше автомобиля,- рис. 6:
До тех пор, пока ID датчиков зарегистрированы в Tire Pressure ECU, программа сравнивает давление во всех шинах, включая запасное колесо. Если показания давления воздуха ниже определённого порога, заданного программно в ECU, на панели загорается соответствующий транспарант и предупреждает об этом водителя.
Так же при возникновении необходимости обнуления показаний системы и её актуальной инициализации внизу на приборной панели под рулевым колесом есть соответствующий переключатель Тire pressure warning reset switch,- рис. 7:
При работе системы dTPMS, ECU системы может оперировать запрограммированными данными, которые соответствуют определённому типу шин. Таким образом, при продаже дилер должен установить порог предупреждения для надлежащего значения в соответствие с правилами рынка продажи.
Используйте функцию сброса только после того, как давление воздуха во всех шинах (включая запасное колесо) было скорректировано для конкретного транспортного средства в соответствии с данными от дилера (для TLC 200 2008 года выпуска это 230kPa).
Для инициализации системы нажмите и удерживайте Тire pressure warning reset switchв течение 3-х или более секунд с положением ключа зажигания (IG ON). Когда ECU системы получает сигнал инициализации, предупреждающий индикатор на приборной панели мигает 3 раза (1 секунду горит, 1 секунду не горит).
Во время инициализации системы и датчиков измерения давления воздуха в шинах, регистрируемые сигналы, передаются на ECU с частотой раз в минуту. Процесс инициализации завершается, когда сигналы от всех датчиков в шинах (включая запасное колесо) были получены.
Первичная проверка системы
Когда водитель включает зажигание автомобиля, контрольная лампа системы TPMS должна загореться на 3 секунды и потом погаснуть. Если лампа не загорается, то в первую очередь необходимо проверить саму лампочку и её электропроводку.
В случае, если лампа загорается и не гаснет, значит, в системе присутствуют проблемы, которые необходимо выявить и устранить. При отсутствии дилерского сканера, в первую очередь необходимо проверить давление во всех колёсах, включая запасное и при необходимости привести его к необходимым параметрам.
Для Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска это (рис.8) :
Если после регулировки давления система заработала нормально и контрольная лампа погасла, но через некоторое время загорелась вновь, то наиболее вероятной причиной будет утечка воздуха из какого-либо колеса. И тут, конечно, самый лучший помощник — диагностический сканер с соответствующими функциями контроля системы TPMS. Но конечно же это не единственная причина не гаснущей контрольной лампы.
Так же возможные причины:
— давление в шинах является аномально высоким, абсолютное давление: 600 кПа (6,1 кгс/см 2, 87 фунтов на квадратный дюйм) или выше, относительное давление: 500 кПа (5,1 кгс/см 2, 73 фунтов на квадратный дюйм) или выше.
— севшая батарейка в клапане, установленном в колесе (срок службы батареи 10 лет).
— устройства, которые используют подобную радиочастоту находятся в непосредственной близости от автомобиля или используются в автомобиле.
— тонирующая плёнка, которая влияет на радиосигналы, наклеена на стёкла автомобиля.
— большое количество снега или льда налипло в колёсные арки или на диски.
— на автомобили установлены шины, не соответствующие спецификации.
— большой металлический предмет, который может влиять на радиосигнал расположен в багажнике.
— отсутствие запасного колеса.
— если при переустановке колёс, в любом из колёс не установлен клапан с датчиком.
В нижеприведённой таблице показаны режимы работы светового индикатора системы dTPMS на щитке приборов в соответствии с различными ситуациями возникающими в процессе эксплуатации (рис.9).
Система dTPMS проста и понятна, но несмотря на это, для Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска имеет 31 диагностический код неисправности (DTC). Отрадно то, что коды довольно точно локализуют область неисправности и существенно облегчают работу по диагностике и ремонту.
Для получения более подробной информацией в каждом конкретном случае конечно же необходимо использовать руководство по обслуживанию и ремонту автомобиля.
Системы по контролю за давлением в шинах не ограничиваются только двумя вышеописанными типами iTPMS и dTPMS, на вторичном рынке существуют ещё довольно оригинальные предложения по мониторингу давления в шинах. Об одном из них не могу не упомянуть. Это наверное самый дешевый тип системы TPMS (в США за комплект менее $ 15). Простые подпружиненные «защитные колпачки», которые помещаются на существующий ствол клапана подкачки колеса. В колпачках есть окошки, которые показывают внутренний цвет индикатора.
Зеленый означает, что шины имеют хорошее давление (2,1- 2,3 бар), видим желтый, если давление падает на 0,3 бара, и красный если давление падает на 0,7 и более бар (рис. 10):
Единственным недостатком этой системы является то, что она требует от водителя визуального осмотра шины. Не существует сигнальной лампы в салоне автомобиля или иного способа предупреждающего водителя. Если шина теряет давление во время движения, то вы не будете об этом знать, пока она не станет совсем плоской.
Теперь, как упоминал в начале статьи, немного информации в защиту системы iTPMS от производителя. Взгляд на проблему с другой стороны… ))
Косвенная система контроля давления в шинах
(Indirect Tire Pressure Monitoring Systems) — Мифы и факты.
http://www.niradynamics.se/resource.php?tag=itpms_myths_english
Европейский парламент в 2009 году принял решение, что все пассажирские автомобили должны быть оснащены системой контроля давления в шинах (TPMS). Это касается новых моделей автомобилей, произведённых после ноября 2012 года, и всех транспортные средства, которые будут вновь зарегистрированы в дорожно-транспортных происшествиях с ноября 2014 года. Это результат проведённой работы руководством ЕС не только для для защиты окружающей среды, но и для повышения безопасности дорожного движения. Есть ещё слишком много машин на дорогах со слишком низким давлением в шинах — это влияет на увеличение расхода топлива, и как следствие, увеличение количества вредных выбросов в атмосферу, а в крайних случаях, эти автомобили представляют собой реальную угрозу безопасности дорожного движения. Отсутствие нормального давления в шинах часто рассматривается как одна из причин в большой доле автомобильных аварий и ДТП.
В 2010 году около 15% всех новых европейских автомобилей были оснащены системой контроля давления в шинах, и очень отрадно, что их количество продолжает неуклонно расти. Тем не менее, большинство водителей еще не знакомы с этими системами, и настало время, чтобы узнать о фактах и развеять некоторые мифы. Во-первых, существуют два различных типа систем контроля давления в шинах, «прямая» и «косвенная». Обе технологии имеют свои сильные и слабые стороны.
Непосредственная система или dTPMS оснащена датчиками давления в колесах, которые, как правило, прикреплены к диску. Они измеряют давление, а так же часто и температуру, и отправляют эти данные посредством радио-сигнала на антенну принимающего устройства в автомобиле. Одним из наиболее очевидных преимуществ этой системы является постоянный мониторинг давления, которое на некоторых моделях автомобилей даже выводится на монитор для удобства водителя. Но есть и недостатки: передатчики требуют батарей, которые по мере износа через несколько лет должны быть заменены. При определённом везении, это может совпасть по времени с уже запланированной заменой покрышек, в противном случае шины должны быть демонтированы и установлены заново специально для замены источника питания датчика. Кроме того, большинство датчиков разработаны так, что батарейка не подлежит отдельной замене и поэтому приходится менять весь датчик в сборе. Так же необходимо иметь комплект датчиков как на летних, так и на зимних колёсах. При ценах более чем 50€ за датчик это становится дорогостоящим удовольствием. Сюда можно добавить и дополнительно возникающую проблему с утилизацией токсичных и электронных отходов.
Косвенная система измерения давления в шинах или iTPMS, не использует дополнительные датчик в колесах — она использует существующие сигналы, скорости вращения колес от ABS/ESP. Технология iTPMS связывает их с другими сигналами, такие как угол поворота рулевого колеса и крутящий момент двигателя и путём анализа входящих данных и интегральных расчётов давление в шинах можно контролировать косвенно — отсюда и название.
iTPMS зарекомендовала себя как очень надежная и простая в обращении. После каждой проверки давления в шинах или замены колеса перезагрузки системы не требуется — данные обнуляются простым нажатием кнопки. Теперь система знает номинальное давление. Это позволяет обнаруживать потерю давления не только в отдельном колесе вызванную, к примеру проколом, а также и постепенную потерю воздуха в течение длительного периода времени во всех четырёх колесах.
О системе iTPMS существует много мифов и предрассудков и для большинства из них отсутствуют фактические основания или они просто ошибочны. Поэтому два ведущих поставщика iTPMS Dunlop Tech из Hanau, Германия и NIRA Dynamics из Linköping, Швеция, решили проверить свою продукции у TÜV SÜD вместе, чтобы дать на обсуждение фактическую информационную базу о iTPMS. Обе компании предоставили по одному транспортному средству с летним и зимним комплектами шин для испытания.
NIRA Dynamics AB из Linköping, Швеция, является компанией, специализирующейся на программных решениях для автомобилей. Основным продуктом компании является iTPMS, называющейся TPI (Индикатор давления в шинах), который можно найти в основном в моделях автомобилей группы Volkswagen.
Dunlop Tech GmbH из Hanau, Германия, разрабатывает и поставляет по всему Миру мобильные системы для шин, такие как IMS (Instant Mobility System) и Warnair, а так же iTPMS. Автомобили по всему Миру оснащены высокотехнологичной продукцией Dunlop Tech.
1) iTPMS может не только обнаруживать потери давления в отдельном колесе, также стало стандартной функцией и осуществление надежного контроля медленной потери давления во всех четырёх колесах. Современный iTPMS второго поколения использует так называемый «спектральный анализ мониторинга давления определенных шин в зависимости от амплитуды колебаний сигнала». Это делается индивидуально для каждого колеса и позволяет осуществлять всеобъемлющий контроль за всеми четырьмя колесами. Новое законодательство ЕС уже предусматривает соответствующие тесты. Косвенные системы могут обнаружить падение давления на 20% на всех четырёх колесах через 15 минут времени вождения автомобиля. Это в четыре раза быстрее, чем требуется по закону.
2) Система iTPMS точна, надежна и предупреждает уже при умеренных потерях давления. Разница температур между прохладным утром и горячим полуднем солнечного дня может привести к разнице давления в шинах более 0,3бар. Эффект повышения и снижения температуры воздуха в шинах при вождении может добавить ещё 0,2-0,3бар. Тем не менее, нет никаких причин, чтобы горящий на панели приборов транспарант предупреждения системы iTPMS заставил водителя добираться до ближайшей заправочной станции для подкачки колёс. Фиксация падения давления в шинах 0,2 бар или 10% на практике не имеет смысла и только может необоснованно увеличивать расходы водителей на эксплуатацию транспортных средств.
Кроме того, необходимо проводить различие между точностью измерения и порогом предупреждения системы iTPMS, который был установлен в размере 20% падения давления от первоначального уровня. Действующее законодательство ЕС предписывает предупредить водителя не позднее, чем перепад давления в шинах превысит 20%, но как показывает практика, даже раньше. Тесты, проведенные компанией TÜV SÜD, это подтверждают.
Исследование, проведенное компанией TNS Sifo среди шведских автомобилистов показало, что более половины автомобилистов считают предупреждения о потере давления на 15%, слишком преждевременным и не оправданным, предупреждение о потере давления на 20% преждевременными и не оправданными считают 25% автомобилистов. Риск игнорирования предупреждения автовладельцами слишком высок, если пороговые значения будут не высокими.
3) Система iTPMS работает не только со всеми оригинальными шинами и колесными дисками, она также совместима с большинством новых шин и дисков доступных на вторичном рынке. В настоящее время косвенные системы настроены для оптимальной работы со всеми типами оригинальных шин. Кроме того, они проходят испытания с различными новыми популярными шинами и дисками доступными на вторичном рынке, чтобы убедиться, что водители не будут иметь впоследствии проблемы при замене оригинальных шин и дисков. Таким образом, iTPMS будет нормально работать практически с любым оригинальными шинами подходящими для конкретного транспортного средства. В отличие от датчиков непосредственной системы dTPMS, установленных на оригинальном диске, которые не всегда подходят для колесных дисков со вторичного рынка.
4) Работа системы iTPMS на высоких скоростях, как это часто встречается на немецких автострадах. Постоянное сравнение скорости каждого колеса — это один из оплотов системы iTPMS и эта функция работает отлично даже на скоростях выше 130 км/час, надежно обнаруживая проколы даже на немецких автобанах. Как, например, показал один из тестов. Сигнальный транспарант предупреждения системы iTPMS на панели приборов включился на скорости автомобиля около 170 км/час.
5) Система iTPMS устойчива к изменениям нагрузки. Современные косвенные системы имеют сложные алгоритмы для компенсации и учёта изменения нагрузки. Тесты № 11 и 12 TÜV SÜD проведены с разницей в нагрузке 250 кг на заднюю ось — в размере до 2 взрослых пассажиров на заднем сидении и около 100 кг багажа — ясно показывают, что нагрузка не является проблемой для iTPMS.
6) Система iTPMS может достоверно указать, какие колеса имеют слишком низкое давление. Современные iTPMS надежно показывают, одно или несколько колес имеют проблемы. Водитель точно знает, какие шины менять и поэтому может выбрать безопасное место для остановки и ремонта.
7) Система iTPMS вовремя определит полностью спустившее колесо. Довольно частое явление, когда водитель не замечает прокола шин с утра после парковки автомобиля на ночь. На следующее утро, колесо спущено, но это можно не увидеть сразу. В любом случае цель iTPMS — скорейшее предупреждение об этом, чтобы вы с неисправным колесом не выехали на обычную дорогу и тем более на автостраду. Уже в настоящее время система iTPMS имеет такую функцию, и возможности постоянно расширяются. Тест № 15 от TÜV SÜD показывает, что спустившее колесо может быть обнаружено примерно за 10 секунд.
8) Система TPMS, с точки зрения потребителя, должна непрерывно мониторить потери давления, а не контролировать состояние шин периодически. Резкие перепады давления очень редко встречается в практике и реальные потери давления не являются внезапными событиями. Даже проколы приводят к постепенной, устойчивой потере в течение многих минут, а зачастую и часов. Естественные потери давления из-за диффузии или утечек через микроскопические отверстия могут растянуться на несколько месяцев, пока не достигнут значительных размеров. Внезапный скачок давления в шинах, например на 20% следовательно не правило, а редкое исключение. Поэтому в реальной жизни системы TPMS должны быть особенно чувствительны к контролю непрерывных потерь давления. Так называемый «шаговый тест» в соответствии с существующим законом имеет мало практического значения, несмотря на то, что правовые требования описаны именно как «пошаговый контроль давления». Но это связано, главным образом, с тем, что есть определённое убеждение — тест не может длиться шесть месяцев. Кроме того, «пошаговый контроль давления» легче в осуществлении и точнее в повторении. Поэтому для упрощения предполагается, что TPMS, которые выдерживают испытания «пошагового контроля давления», также обнаружат и реальное, устойчивое снижение давления. Ориентированная на клиента система iTPMS, сумела показать в проведённых испытаниях все свои преимущества, потому что эта система может следить за фактическим давлением в шинах непрерывно. Тесты «пошагового контроля давления» проводимые dTPMS выглядят более быстрыми и точными по сравнению с iTPMS, чем они есть на самом деле, на практике. Испытания проведённые компанией TÜV SÜD с точки зрения непрерывного контроля потерь давления, в частности тест № 13 показал это однозначно и ясно. iTPMS обнаруживает 20% потерь давление на всех четырёх колесах через 15 минут. Соответствующий контроль системой dTPMS зажигает на панели предупреждающий транспарант при снижении давления на 16-18%. В 2006 году Audi TT был первым автомобилем в Европе, на котором iTPMS установили в качестве опции. В 2007 году iTPMS установили на моделях Audi A4 и Audi A5.
В течение 2008 года iTPMS появилась в США на Audi A6. В настоящее время iTPMS установлена на следующих моделях автомобилей Audi, Seat и Volkswagen, рис. 11:
Для начального знакомства с системой контроля за давлением в шинах, думаю, что информации более чем достаточно, остальное придёт по мере накопления практики работы с этой системой в процессе обслуживания автомобилей и их эксплуатации.
Удачных всем ремонтов и беспроблемного обслуживания своих автомобилей.
Боровиков Игорь Александрович
© Легион-Автодата
(ник на форуме Легион-Автодата semirek)
Автосервис «Япония Авто»
г. Калининград, ул.Портовая, 45
+7 [4012] 63 12 55, 65 60 99, +7(911) 475 9493
http://www.japanauto.ru
autodata.ru
Датчики давления в шинах — система контроля изменения давления
Одним из пунктов ежедневного обслуживания авто, которое необходимо проводить перед поездкой, является проверка давления воздуха в шинах. Вот только далеко не все это делают – одни просто забывают это делать, особенно в спешке, вторым неохота проверять колеса. А ведь несоответствие давления приводит к повышению расхода топлива из-за повышенного сопротивления качению, повышенному износу резины, влияет на управляемость и может стать причиной срыва шины с диска.
Решением для забывающих или ленящихся проверять шины перед поездкой и во время нее является использование датчиков давления воздуха в шинах. Эти приспособления будут держать в курсе владельца о состоянии шин и своевременно сигнализировать о падении давления в них.
Датчики контроля давления в шинах
Видов датчиков давления шин несколько, каждый из них обладает своими особенностями, положительными и негативными сторонами. В целом, все их можно разделить на виды:
- прямого замера давления;
- косвенного замера.
У каждого из них свои конструктивные особенности, положительные и отрицательные стороны.
Прямой замер давления
Первый вариант в свою очередь делится на механические и электронные. Их особенность заключается в том, что они являются отдельными элементами, в задачу которых входит исключительно проверка давления в колесах.
Механические датчики контроля давления в шинах
Механические датчики являются самым простым средством для контроля и представляют собой колпачки на ниппели с цветовой индикацией. Верхняя часть таких изделий – прозрачная и через нее можно рассмотреть индикаторы. К примеру, на хорошо накачанном колесе верх колпачка окрашен в зеленый цвет, при незначительном падении давления он окрашивается в желтый, если же колесо спущено – индикатор становится красным.
Читайте также: Рейтинг летних шинВидео: УСТАНАВЛИВАЕМ СИСТЕМУ КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ
К достоинствам механических приборов можно отнести простоту монтажа, легкость диагностики состояния, небольшую стоимость колпачков.
Недостатки же у таких приборов более существенны.
- Во-первых, точность замеров – невысокая.
- Во-вторых, автовладельцу все же приходится перед выездом обходить авто, рассматривая все колпачки.
- В-третьих, узнать ситуацию с колесами во время движения невозможно, поэтому в случае пробоя и постепенной потери давления ориентироваться придется по поведению автомобиля.
В целом, как средство для контроля такие индикаторные колпачки не очень информативны, поэтому их можно отнести к любительским изделиям. К тому же, зачастую их изготавливают в Китае, поэтому калибровка их на определенные значения далеко не точная. То есть, один колпачок заметит падение на 0,5 Атм. и изменит цвет, а второй может и «не заметить» потерю 1,0 Атм.
Электрические датчики давления
Электронные датчики давления в шинах
Более точными являются электронные датчики, которые скорее можно назвать полноценной системой контроля за колесами. Она представляет собой сравнительно сложное устройство, состоящее из блока управления и самих датчиков, монтирующихся на колеса вместо вентилей. Обмен данными между ними выполняется посредством радиосигналов. Частотность передачи их составляет обычно 1 минуту, то есть, контроль ведется практически в режиме «реального времени».
В простых изделиях блок управления получает сигнал, обрабатывает его, и, если отмечено изменение давления относительно параметров, внесенных в память, на приборной панели загорается сигнальная лампа, сопровождающаяся звуковым сигналом.
Читайте также: Всесезонная резина — плюсы и минусы
Видео: Системы TPMS (система контроля давления в шинах).
В более «продвинутых» моделях блок управления оснащен дисплеем, на который выводится информация о давлении во всех колесах. В таких приборах модуль обрабатывает сигналы от каждого из колесных датчиков по отдельности и выводит данные на монитор, закрепленный на приборной панели.
В конструкцию устройств, монтирующихся в колеса, входят датчики давления и температуры, блок передачи информации от них, антенна и аккумулятор. То есть, оно является полностью автономным и способно от заряда своего АКБ отработать около 8-10 лет. При этом сам колесный прибор – очень компактный и легкий по весу, поэтому на баланс колеса практически не влияет. Но имеющаяся батарея – не сменная, поэтому при ее полном разряде устройство придется менять.
Достоинств у таких изделий много:
- Информация о состоянии колес достаточно точная.
- Данные поступают постоянно, поэтому даже во время движения отследить изменения давления будет несложно.
- Монтаж устройства не сложен.
Что касается недостатков, то к ним можно отнести дороговизну оборудования и невозможность использования с камерными шинами, которые хоть и очень редко, но все же эксплуатируются автолюбителями.
В большинстве случаев при изменении параметров (к примеру, при замене шин или одного из датчиков) электронная система контроля давления в шинах в автоматическом режиме калибрует данные, подстраиваясь под новые условия. Но есть и такие, у которых при смене параметров, нужно перепрограммирование, проводящееся при помощи сканера.
Косвенный замер
Что касается датчиков косвенного замера, то как таковых их нет. Задачу контроля за давлением в шинах выполняет штатная система авто – АБС, для чего функционал ее несколько расширен.
Как известно, АБС использует датчики контроля скорости вращения колес, чтобы подстраивать работу тормозной системы и обеспечивать эффективное торможение. Эти же устройства задействованы и для контроля за состоянием шин.
Принцип работы косвенного контроля основан на изменении скорости вращения колеса при уменьшении диаметра. То есть, при утере давления размер колеса изменится в меньшую сторону. Из-за этого для преодоления определенного участка дороги ему требуется совершить больше вращений, то есть скорость вращения его повышается. На это изменение и реагируют датчики. Они снимают показания скорости и передает их на блок управления, где они сравниваются между собой. Если отмечено, что одно из колес вращается быстрее, чем остальные, на бортовой компьютер выводится сообщение о несоответствии.
Читайте также: Какая бывает маркировка шин и ее расшифровкаВидео: Системы контроля давления в шинах (TPMS). Какие системы лучше? Как они работают?
Как и в системах прямого замера, при изменении рабочих параметров происходит калибровка значений и система, основанная на АБС, подстраивается под новые условия.
Основным достоинством устройств косвенного замера является задействование для контроля совершенно другой системы авто. То есть, конструкция не дополняется какими-то дополнительными элементами. Это в свою очередь сказывается на стоимости оснащения, ведь всего лишь нужно повысить функциональность блока управления АБС и все. К тому же такая система обеспечивает информацией о состоянии колес постоянно во время движения.
Но недостатков у систем косвенного замера достаточно много, поэтому она не отличается высокой эффективностью. Она не позволяет определять давление во время стоянки авто, и автовладельцу необходимо самостоятельно проверять шины (вот здесь и могут пригодиться механические колпачки).
Система контроля на основе АБС может давать ложные сигналы. Произойти это может при вхождении в затяжной поворот (в таких условиях колеса, движущиеся по внешнему диаметру, вращаются чуть быстрее, чем те, которые расположенных с внутренней стороны).
Датчики косвенного контроля могут оказаться бесполезными, если на авто установлены шины с повышенной жесткостью боковин. Такая резина даже при значительном падении давления способна сохранять форму, поэтому их диаметр не меняется.
avtocity365.ru
Как работает датчик давления в шинах
Недаром колесо называют одним из важнейших изобретений человечества. Автомобильные шины являются не менее важным элементом. Они обеспечивают необходимое сцепление, устойчивость на дороге, а также именно от них во многом зависят динамические показатели. Но вместе с тем они являются одним из самых слабых мест. Из-за проколотых шин автомобиль превращается в бесполезную груду железа, а повредить резину не так уж и сложно.
Еще одним важным аспектом является давление воздуха в шинах. Каждый автомобилист регулярно проверяет колеса своего автомобиля, чтобы не испытывать никаких проблем во время езды. Производители в свою очередь для облегчения задачи автомобилистов В связи с этим нередко возникает вопрос, как работают датчики давления шин?
Возможные проблемы
Шины с разным давлением в разрезе
Почему такой вопрос вообще возникает? Дело не только в желании утолить собственное любопытство. Есть и другие причины, например необходимость, проводить регулярное обслуживание, которое включает проверку давления в шинах. Поэтому нужно быть уверенным в том, что все системы и датчики в порядке.
Если ехать на шинах с низким давлением, увеличивается трение с дорогой, что в свою очередь повышает расход топлива, не говоря уже о том, что снижается безопасность движения из-за нестабильности автомобиля.
Во время резких поворотов спущенная покрышка может сорваться с диска, что приведет к неизбежной аварии.
Виды датчиков
В принципе на рынке уже давно существуют различные решения данного вопроса. Например, простые колпачки, которые изменяют цвет, когда давление в шинах падает. Это просто и довольно удобно. С другой стороны, конечно, достоверность и точность информации такого метода находится под вопросом.
Цветовые датчики
Имеются в продаже разнообразные радио датчики, которые в свою очередь устанавливаются непосредственно на колесные диски. Электронные системы мониторинга позволяют получать более точные данные. Однако и они имеют свои недостатки.
Радио устройство
Наилучшим вариантом в данном случае является собственная электронная система мониторинга, устанавливаемая на автомобиль. Ее достоинство заключается не только в точности, но и в том, что информация доступна непосредственно во время движения, так что в случае возникновения каких-то проблем можно быстро принять соответствующие меры.
Электронная система мониторинга
Фактически именно в этом заключается главная задача подобных датчиков.
Принцип работы
Принцип отличается в зависимости от вида датчика
Однако разнообразие имеющихся датчиков — это один вопрос. И совсем другой — принцип их работы. Ведь как было сказано, они отличаются по своим возможностям.
В некоторых случаях производители сразу же устанавливают датчики в виде колпачков на новые модели. Однако помимо этого есть и более сложные, «хитрые» системы определения давления.
В топовых моделях используется система, основанная на ABS. Именно она устанавливается в серийный версиях автомобилей. Бортовой компьютер постоянно получает данные с ABS — это необходимо, чтобы обеспечить должный контроль. Одновременно с этим проводится мониторинг частоты вращения колес. Если давление в шине снижается, то она становится ниже, соответственно вращаться колесо начинает быстрее. И именно этот принцип лежит в основе работы системы определения давления без использования датчиков. К тому же, точность такой информации намного выше, чем цветных колпачков.
Стоит отметить, что различные компании по-разному относятся к этому вопросы. И далеко не всегда давлению в шинах уделяется достаточно внимания. Впрочем, в связи с постоянным расширением опций и функционала новых моделей, вероятно, датчики будут устанавливаться всё чаще и чаще.
auto-wiki.ru