Значение стихов для развития речи детей
Стихи играют важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста. Благодаря рифме и ритму, стихотворения легко запоминаются и способствуют:
- Расширению словарного запаса
- Улучшению произношения звуков и слов
- Развитию фонематического слуха
- Тренировке памяти и внимания
- Формированию чувства ритма
- Знакомству с окружающим миром
Поэтому важно регулярно читать детям стихи, соответствующие их возрасту и уровню развития. Рассмотрим, какие стихи подходят для детей разных возрастных групп.
Стихи для детей 2-3 лет
В этом возрасте дети лучше воспринимают короткие стихотворения с простыми рифмами и понятными образами. Подойдут стихи про животных, игрушки, природные явления. Например:
Мишка косолапый По лесу идет. Шишки собирает, Песенки поет.
Такие стихи помогают малышам осваивать новые слова, учиться правильно произносить звуки. Важно сопровождать чтение стихов движениями и жестами, чтобы задействовать разные каналы восприятия.
Стихи для детей 3-4 лет
Детям этого возраста можно предлагать более длинные стихотворения с сюжетом. Хорошо подходят стихи о временах года, природе, повседневных занятиях. Например:
Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, Фартук розовый — осине, Зонтик желтый — тополям, Фрукты осень дарит нам.
Такие стихи расширяют представления детей об окружающем мире, развивают образное мышление и воображение.
Стихи для детей 4-5 лет
В этом возрасте дети уже способны запоминать более длинные стихотворения. Можно выбирать произведения с интересным сюжетом, юмором, игрой слов. Например:
Жил-был на свете крокодил. Он по утрам часы заводил. Чистил зубы, умывался, Причесывался, одевался. Он жил как все, и у него Не происходило ничего. Но вот однажды на неделе Часы вдруг взяли и запели!
Подобные стихи тренируют память, развивают чувство юмора, знакомят с необычными сочетаниями слов.
Стихи для детей 5-6 лет
Дети этого возраста могут учить уже довольно длинные стихотворения. Подойдут произведения с глубоким смыслом, описанием чувств и эмоций. Например, отрывок из стихотворения С. Михалкова:
Мы с приятелем вдвоем Замечательно живем! Мы такие с ним друзья — Куда он, туда и я! … Только мне узнать пора, Где он думает вчера, — Я весь вечер был в кино, А проснулся — бо-бо-бо!
Такие стихи учат анализировать поступки, развивают эмоциональный интеллект.
Стихи для детей 6-7 лет
В этом возрасте дети готовятся к школе, поэтому можно предлагать им более сложные стихотворения. Хорошо подойдут произведения о школе, дружбе, взрослении. Например, отрывок из стихотворения А. Барто:
В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду.
Подобные стихи помогают детям настроиться на школьную жизнь, формируют позитивное отношение к учебе.
Как правильно учить стихи с детьми
Чтобы процесс заучивания стихов был эффективным и приносил удовольствие, следуйте этим рекомендациям:
- Выбирайте стихи, соответствующие возрасту и интересам ребенка.
- Сначала прочитайте стихотворение целиком, объясните непонятные слова.
- Разберите содержание, обсудите с ребенком, о чем стихотворение.
- Учите небольшими фрагментами, повторяя каждую часть несколько раз.
- Используйте мнемотехнику — придумывайте ассоциации к словам, рисуйте схемы.
- Сопровождайте чтение движениями, мимикой, жестами.
- Повторяйте выученные стихи регулярно, чтобы закрепить в памяти.
Популярные авторы детских стихов
При выборе стихов для детей обратите внимание на произведения этих авторов:
- Агния Барто
- Корней Чуковский
- Самуил Маршак
- Сергей Михалков
- Валентин Берестов
- Ирина Токмакова
- Эдуард Успенский
Их стихи проверены временем и любимы многими поколениями детей. Они отличаются простотой, музыкальностью, яркими образами и часто содержат воспитательный подтекст.
Стихи с движениями для развития речи
Особенно эффективны для развития речи стихи, сопровождаемые движениями. Они помогают лучше запомнить текст, развивают координацию и моторику. Вот пример такого стихотворения:
Мы ногами топ-топ, (Топаем ногами) Мы руками хлоп-хлоп, (Хлопаем в ладоши) Мы глазами миг-миг, (Моргаем глазками) Мы плечами чик-чик. (Поднимаем и опускаем плечи) Раз — сюда, два — туда, (Наклоняемся вправо-влево) Повернись вокруг себя. (Поворачиваемся вокруг себя) Раз — присели, два — привстали, (Приседаем и встаем) Руки к верху все подняли. (Поднимаем руки вверх) Сели — встали, сели — встали, (Приседаем и встаем) Ванькой-встанькой словно стали. (Качаемся из стороны в сторону) Руки к телу все прижали (Прижимаем руки к телу) И подскоки делать стали, (Подпрыгиваем на месте) А потом пустились вскачь, (Бежим на месте) Будто мой упругий мяч. (Прыгаем на месте)
Такие стихи особенно полезны для детей младшего дошкольного возраста, так как помогают развивать не только речь, но и общую моторику.