Тандем: что заливают в болиды F1
На трассе Хунгароринг — Ferrari Racing Days. Выставка автомобилей из клубов владельцев Ferrari, тест-драйвы, демонстрационные заезды «коллекционных» болидов «Формулы-1», звездные гости… и, конечно же, гонки. Но это лишь вершина айсберга, много интересного остается за кулисами
текст: Станислав Шустицкий / фото: Shell / 25.08.2015
На всех гонках, где применяются топливо и масла Shell, есть и мобильная лаборатория
Я имею в виду работу технических специалистов. Не инженеров и механиков гоночных команд, а специалистов «сопутствующих дисциплин», которые, как правило, остаются за кадром. Хотя их вклад в победу трудно переоценить. Потому здесь и ценится сотрудничество, проверенное не просто годами, а десятилетиями. Такое, как совместная работа компаний Shell и Ferrari, которая началась еще в 1930-е годы. В первых серийных автомобилях Ferrari, сошедших с конвейера завода в Маранелло, использовались топливо и смазочные материалы Shell. Но одна из самых ярких страниц этого сотрудничества началась в 1950 году, когда стартовал чемпионат мира в классе автомобилей «Формула-1». И уже в 1951-м Хосе Фройлан Гонсалес за рулем Ferrari 375 одержал победу в Гран-при Великобритании, прервав тем самым гегемонию Alfa Romeo. А уже на следующий год Альберто Аскари, выступая на Ferrari 500, завоевал титул чемпиона мира. С тех пор технический регламент «Формулы-1» кардинально менялся восемь раз, и каждый раз разработчикам Shell требовалась серьезная адаптация топлива и смазочных материалов к новым агрегатам. И это не считая постоянной работы по оптимизации продуктов. Может показаться, что для Shell работа в «Формуле-1» — чисто маркетинговый ход, демонстрация того, что компания обладает самыми современными технологиями. Но в Shell с подобным мнением решительно не согласны. Здесь твердо уверены, что те продукты, которые произведены для гонок и испытаны в самых жестких условиях, являются весьма близкими прототипами продуктов «гражданских». И это действительно так. К примеру, топливо Shell V-Power, которое вы приобретаете на обычных АЗС, на 99 % соответствует тому, которым заправляют Ferrari на гоночной трассе. Это обусловлено техническими требованиями Международной автомобильной федерации, гласящими, что гоночное топливо должно состоять из тех же компонентов, которые входят в состав коммерческого топлива. И если вернуться к гонкам «Формулы-1», то перед началом сезона технические комиссары FIA получают от команд образцы топлива, которое они намерены использовать. Своеобразный генетический код. Менять топливо нельзя, и его образцы, которые представители FIA берут из баков болидов на каждом Гран-при, должны в точности соответствовать тем самым заявленным образцам. Поэтому в течение гоночного уикенда инженеры Shell постоянно тестируют топливо на его соответствие контрольным образцам, ибо обнаруженное техническими комиссарами несоответствие однозначно приведет к дисквалификации команды.
С помощью хроматографа определяется соответствие используемого топлива
Добро пожаловать в мобильную лабораторию Shell, которая присутствует на всех трассах, где проходят гонки автомобилей Ferrari, включая и Гран-при «Формулы-1». Сравнение контрольного и реального образцов происходит следующим образом. Небольшое количество топлива помещается в заполненную гелием (газом-носителем) трубку, после чего она помещается в хроматограф, наполненный специальным составом. Принцип работы заключается в том, что различные компоненты топлива в трубке, в зависимости от их химических и физических свойств, будут двигаться с разной скоростью. После подобного разделения исследователи получают полную картину состава топлива. Теперь остается наложить графики, полученные методом хроматографического анализа, на эталонные данные топлива, сертифицированного FIA. Если на графиках все пики сравниваемых образцов совпадают, значит образцы идентичны как по составу, так и по концентрации. А чтобы исключить возможные нюансы, инженеры Shell берут образцы топлива не только из бака автомобилей, но и из других частей топливной системы, причем пробы анализируются до 40 раз за время гоночного уикенда. И если пробы топлива берутся для контроля соответствия заявленному образцу, то анализ проб масла помогает оценить состояние двигателя и коробки передач — наличие в масле частиц алюминия, меди или железа позволяет не только определить степень износа агрегата, но и диагностировать состояние отдельных узлов двигателя и КП. Экспресс-анализ проводится с помощью спектрометра — после того как образец «разложен на составляющие», цвет вспышек определяет конкретный металл, а частота вспышек — концентрацию этого металла в масле. Точность такого анализа очень высока: к примеру, если из миллиона частиц всего одна принадлежит железу, то и она будет обнаружена. После столь тщательной процедуры следует диалог мотористов Ferrari и инженеров Shell. Например, последние предупреждают, что в образцах масла, взятого из двигателя автомобиля Феттеля, повышенное содержание меди. Пока оно в пределах нормы, но… И подобная информация наверняка поможет инженерам Ferrari принять решение об использовании в гонке данного двигателя. Так работает тандем Shell — Ferrari. Тандем, с более чем 60-летней историей.
5koleso.ru
Фернандо Алонсо заправил болид Формулы-1 обычным топливом
В соответствии со стандартами Международной автомобильной федерации (МАФ), гоночное топливо для Формулы 1 Shell V-Power Racing должно состоять из тех же компонентов, что и топливо, используемое в обычных автомобилях, что подразумевает сходство между Shell V-Power Racing и Shell V-Power.Чтобы это продемонстрировать, «Шелл» пригласил пилота команды Ferrari Фернандо Алонсо провести испытания Shell V-Power, используемого в обычных автомобилях, в его болиде Формулы 1.
Испытание проходило на треке Фьорано в Маранелло. Вначале Фернандо проехал 4 круга на гоночном топливе Shell V-Power Racing, установив лучшее время прохождения круга – 1:03,950. Затем пилот пересел в болид 2009 F1 Ferrari, заправленный топливом Shell V-Power для обычных автомобилей, и показал результат 1:04.850. Таким образом, разница между двумя видами топлива составила всего лишь 0,9 секунды. Гонщик был удивлен результатом, отметив, что «топливо Shell V-Power обеспечивает почти такую же скорость как высокопроизводительное топливо для Формулы 1.
Более того, топливо Shell V-Power позволило достичь большей максимальной скорости в конце финишной прямой, чем при использовании Shell V-Power Racing при том, что на ускорении гоночное топливо имело заметное превосходство перед обычным. Сам гонщик был очень доволен достигнутыми результатами: «По-моему, это потрясающе, что на АЗС можно заправиться топливом, подобным тому, которое используется в болидах «Феррари» во время гонок Формулы 1, заявил Алонсо.
Техническое партнерство «Шелл» и «Феррари» – одно из самых продолжительных и плодотворных за всю историю Формулы 1. Оно обеспечивает «Шелл» экстремальными, но, в то же время, контролируемыми условиями для испытаний, что позволяет создавать премиальные виды топлива и смазочные материалы для автомобилистов.
Более 21000 человеко-часов ежегодно Специалисты «Шелл» занимаются разработкой продуктов с уникальными свойствами, что позволило команде «Феррари» завоевать 12 Кубков пилотов и 10 Кубков конструкторов Формулы 1.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.autocentre.ua
Фернандо Алонсо заправил болид Формулы-1 обычным топливом
В соответствии со стандартами Международной автомобильной федерации (МАФ), гоночное топливо для Формулы 1 Shell V-Power Racing должно состоять из тех же компонентов, что и топливо, используемое в обычных автомобилях, что подразумевает сходство между Shell V-Power Racing и Shell V-Power.Чтобы это продемонстрировать, «Шелл» пригласил пилота команды Ferrari Фернандо Алонсо провести испытания Shell V-Power, используемого в обычных автомобилях, в его болиде Формулы 1.
Испытание проходило на треке Фьорано в Маранелло. Вначале Фернандо проехал 4 круга на гоночном топливе Shell V-Power Racing, установив лучшее время прохождения круга – 1:03,950. Затем пилот пересел в болид 2009 F1 Ferrari, заправленный топливом Shell V-Power для обычных автомобилей, и показал результат 1:04.850. Таким образом, разница между двумя видами топлива составила всего лишь 0,9 секунды. Гонщик был удивлен результатом, отметив, что «топливо Shell V-Power обеспечивает почти такую же скорость как высокопроизводительное топливо для Формулы 1.
Более того, топливо Shell V-Power позволило достичь большей максимальной скорости в конце финишной прямой, чем при использовании Shell V-Power Racing при том, что на ускорении гоночное топливо имело заметное превосходство перед обычным. Сам гонщик был очень доволен достигнутыми результатами: «По-моему, это потрясающе, что на АЗС можно заправиться топливом, подобным тому, которое используется в болидах «Феррари» во время гонок Формулы 1, заявил Алонсо.
Техническое партнерство «Шелл» и «Феррари» – одно из самых продолжительных и плодотворных за всю историю Формулы 1. Оно обеспечивает «Шелл» экстремальными, но, в то же время, контролируемыми условиями для испытаний, что позволяет создавать премиальные виды топлива и смазочные материалы для автомобилистов.
Более 21000 человеко-часов ежегодно Специалисты «Шелл» занимаются разработкой продуктов с уникальными свойствами, что позволило команде «Феррари» завоевать 12 Кубков пилотов и 10 Кубков конструкторов Формулы 1.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.autocentre.ua
Техника F1: Качество топлива и масел играет ключевую роль
Долгожданный визит в Москву команды McLaren стал возможным, в частности, благодаря поддержке, которую организаторам Bavaria Moscow City Racing оказала компания ExxonMobil, производитель моторных масел, объединенных брендом Mobil 1.
Гоночные масла Mobil 1 давно и успешно применяются в двигателях Mercedes — в этом сезоне они стоят на машинах McLaren, Brawn GP и Force India. В 2009-м году мы практически не видим технических сходов гонщиков этих команд, что свидетельствует как о высокой надежности моторов, так и о качестве горюче-смазочных материалов, в них используемых.
Интересно, что бензин, предназначенный для машин Формулы 1, состоит примерно из 200 различных ингредиентов, хотя при этом на 99% идентичен высокооктановому топливу, которое предлагается на большинстве европейских заправок. Возможно, с маслами картина несколько иная, но и здесь вполне заметно сходство с продуктами Mobil 1, доступными рядовым автомобилистам.
Среди особых гостей, приехавших на Bavaria Moscow City Racing, был и руководитель спортивных программ Mobil 1 Харри Шэблом, и F1News.Ru воспользовался этим, чтобы задать ему несколько вопросов. В частности, нас интересовало, сколь в действительности велика разница, между маслом Mobil 1, популярным у российских автомобилистов, и тем, что заливается в гоночные V-образные «восьмерки»?
Харри Шэблом: «Прежде всего, я хотел бы сказать, что российские потребители очень придирчивы к качеству, и именно поэтому, наверное, Mobil 1 очень быстро завоевал позиции в России. Что касается Формулы 1, то состав масел, которые там используются, совпадает с базовым продуктом, который продается в магазине, более чем на 50%.
В маслах, разработанных нами для Формулы 1, мы испытываем новые виды присадок, новые ингредиенты. То же самое относится и к топливу: мы используем базовый неэтилированный бензин, соответствующий очень жестким стандартам и содержащий как минимум 5,75% биотоплива.
Мы стараемся поднять эффективность работы гоночных двигателей, увеличить их надежность и ресурс за счет применения новых видов присадок, новых технологий. В дальнейшем часть новых разработок используется и в базовых продуктах Mobil 1, что способствует повышению их качества.
Можно привести простой пример: когда Дэвид Култхард выиграл Гран При Австралии 1997-го года, в двигателе его McLaren-Mercedes MP4-12 было масло с противоизносной технологией SuperSyn. Но к 2003-му году мы уже использовали ее в базовых продуктах, и используем до сих пор».
Формула 1 или любой другой крупный чемпионат – это чрезвычайно жесткая конкурентная среда. В напряженной борьбе людей и моторов нет мелочей, и успех в Гран При зависит от множества различных факторов, в том числе, разумеется, и от качества горюче-смазочных материалов.
«В настоящее время двигатели Формулы 1 омологированы, и их дальнейшая модернизация “заморожена”, но в рамках заданных стандартов можно улучшать качество топлива и смазочных материалов, и они начинают играть ключевую роль, – объяснил Харри Шэблом. – Наша задача – поддерживать мощность двигателя в течение всей его жизни, т.е. масло и топливо должно сохранять мотор в чистоте. Качество бензина и смазочных материалов также влияют и на экономию топлива.
Мы поставляем наши продукты половине команд Формулы 1, и наблюдаем интересную тенденцию: двигатели разных производителей заметно различаются по характеристикам. В настоящее время каждый гонщик в течение сезона может использовать 8 моторов. Пока команды укладываются в эту норму, но если кому-то придется использовать 9-й мотор, то за этим последуют штрафные санкции.
Думаю, команды, с которыми мы работаем, чувствуют преимущества нашего топлива и смазочных материалов, поскольку уже понятно, что им нужно меньше моторов, чем конкурентам».
Действующий мораторий на дальнейшую модернизацию двигателей ставит производителей горюче-смазочных материалов в жесткие рамки. Например, по мнению экспертов журнала F1 Racing, в настоящее время вести разработки новых, более эффективных сортов топлива достаточно затруднительно, поэтому сейчас в течение сезона появляется максимум две-три новых разработки. Дополнительные сложности связаны с запретом на тесты. В этой ситуации основной акцент делается на улучшении свойств ГСМ, влияющих на увеличение ресурса двигателя.
Это полностью соответствует тем целям, которые ставит перед собой автогоночное сообщество, когда последовательно борется за снижение расходов в Формуле 1. Кроме того, все более актуальное значение приобретают и вопросы экологии.
Харри Шэблом: «Ассоциация FOTA постоянно занимается вопросами снижения уровня расходов в Формуле 1, и мы, разумеется, тоже вносим свой вклад в эту работу. В частности, занимаемся вопросами экономии топлива. Кстати, в следующем году будут запрещены дозаправки, и на гонки не надо будет привозить заправочное оборудование. Это уже позволит сэкономить значительные средства.
Перейдя на масла типов 0W-20 и 0W-30, о которых еще несколько лет назад никто даже не слышал, мы получили прирост ресурса моторов и их надежности, и добились экономии топлива. Также постоянно идет работа над повышением его качества.
Если говорить об экологии, то, как я уже упоминал, в бензине содержится 5,75% биотоплива. И мы продолжаем работать в этом направлении».
В компании ExxonMobil искренне надеются, что знакомство нашей страны с Формулой 1, начавшееся с автогоночного шоу Moscow City Racing, продолжится, и в будущем в календаре чемпионата мира появится и российский этап.
В частности, поэтому Mobil 1 помог команде McLaren приехать в Москву, заявил Харри Шэблом: «Мы уже 15 лет сотрудничаем с McLaren Mercedes. Наше партнерство складывается очень плодотворно, и команда оказывает нам большую поддержку. Поэтому и мы в свою очередь готовы поддержать McLaren.
Надеемся, что однажды гонка Формулы 1 пройдет и в России, мы видим, как много здесь болельщиков. К тому же, потребители продукции Mobil 1 хотят увидеть интереснейшее запоминающееся шоу, и если мы можем им помочь, то в наших интересах сделать это».
www.f1news.ru
Турбореволюция! Как устроены моторы Формулы-1 2014 года — ДРАЙВ
Леонид Попов, . Фото и иллюстрации: Renault, Mercedes-Benz
Рекуперация энергии появилась в Формуле-1 ещё в 2009 году. Но новый этап внедрения гибридных технологий столь радикальный, что повлиял даже на официальный язык: в документах вместо слова Engine появилось сочетание Power Unit. На фото показан такой «юнит» от Renault под названием Sport Energy F1-2014.
С сезона 2014 года в Формуле-1 уходит эпоха атмосферных моторов V8 2.4, трудившихся с 2006 года. По новому регламенту на болидах появятся турбомоторы объёмом всего 1,6 л. Звучит знакомо. Но если в обычной жизни это рядные «четвёрки», то в спорте — малолитражные V-образные «шестёрки» с высокопроизводительным одиночным турбонаддувом (давление не регламентировано). Да и частота вращения коленвала внушительна — лимитатор по правилам будет срабатывать на 15 000 об/мин. А ещё на этих движках стоит система двойной рекуперации, способная утилизировать не только кинетическую энергию автомобиля во время торможения, как было в недавнем прошлом, но и энергию выхлопных газов. Да-да, в формульном моторе турбина соединена с генератором — как на заправской электростанции! Потому буковка К (kinetic) из общего наименования системы пропала, теперь это просто ERS (Energy Recovery System).
Предыдущие моторы в Формуле-1 (V8 2.4) развивали приблизительно 760 л.с. (точные числа, понятно, не разглашаются). Новые будут выдавать порядка 600 л.с., утверждает компания Renault, и ещё 160 «лошадок» с копейками будет добавлять на разгонах система ERS. Суммарная отдача установки окажется сопоставима с прошлогодней, а то и выше. На снимке — наддувные V-образные «шестёрки» Renault 1980 и 2014 года. Рабочий объём почти одинаков (34 года назад он составлял 1,5 литра), но насколько различны размеры.
С сезона 2014 года мгновенный расход у двигателя внутреннего сгорания на Формуле-1 не должен выходить за рамки 100 кг/час, и 100 килограммами ограничен общий запас топлива на одну гонку. Ранее пиковый расход не регламентировался (а по факту был на 40% выше). Что до суммарного запаса топлива, то его не ограничивали (нельзя было только дозаправиться), но типично в бак помещалось около 160 кг горючего. Так что теперь инженерам команд будет весьма непросто настраивать системы рекуперации на гонку и выбирать стратегию в данной части.
У Мерседеса мотор PU106A Hybrid по общему виду похож на «собратьев». Характерная черта — единственный турбокомпрессор, расположенный позади блока цилиндров. Эта компоновка продиктована правилами: если раньше на болиде были разрешены два выхлопных патрубка, то теперь только один, причём так, чтобы поток газов не создавал аэродинамического эффекта. С той же целью запрещено располагать какие-то дополнительные элементы кузова за выхлопом, чтобы они не направляли поток газов.
Если раньше от системы KERS разрешено было получать максимальную добавочную мощность 60 кВт (81 л.с.) в течение 6,7 секунды за один круг, то теперь лимит повышен до 120 кВт (162 л.с.), и такую мощность можно будет развивать по 33 секунды на каждом круге. Ещё французские инженеры указывают, что если в прошлом году поломка «керса» стоила гонщику лишних 0,3 с на круг, то теперь выход из строя гибридной составляющей болида Формулы-1 фактически оставляет машину за пределами хоть какой-то борьбы.
Снова немецкий двигатель. Обратите внимание на огромный колпак сверху. Так выглядит одна из важнейших проблем, над которой пришлось поломать головы всем компаниям: под сравнительно небольшой кузов болида Формулы-1 теперь нужно втиснуть солидный интеркулер для охлаждения воздуха на впуске. Вообще инженеры говорят, что в новых болидах суммарная площадь различных радиаторов существенно вырастет и их правильное размещение, а также хорошая эффективность окажутся одним из ключей к успеху.
В сезоне 2014 года 11 команд будут использовать двигатели всего от трёх поставщиков. Red Bull, Lotus, Toro Rosso и Caterham возьмут на вооружение мотор Renault Sport Energy F1-2014. Команды Mercedes, McLaren, Force India и Williams возложили свои надежды на агрегат Mercedes-Benz PU106A Hybrid. Наконец, болиды Ferrari увлекать вперёд призваны двигатели Ferrari 059/3, и они же оживят болиды Marussia и Sauber. Творение итальянцев «живьём» пока не показывали, но о нём кое-что уже известно, как и о моторе Mercedes. Однако наиболее детальные сведения о новом двигателе предоставила французская компания.
Ключевые элементы нового формульного мотора Renault. Особого рассказа требуют системы MGU-K и MGU-H.
В новой установке есть два мотор-генератора, способных как вырабатывать ток, так и действовать в роли электродвигателя. Первый называется MGU-K (Motor-Generator Unit-Kinetic). Он соединён с коленвалом ДВС и собирает энергию на торможении, отдавая её высоковольтному накопителю. При разгоне MGU-K добавляет свою мощность к мощности основного агрегата. Эта добавка как раз лимитирована по регламенту 120 киловаттами. Ещё есть ограничение по количеству энергии, которую можно собрать на одном круге (два мегаджоуля), и энергии, которую можно использовать для разгона на одном круге (четыре мегаджоуля), что, к слову, в десять раз больше, чем разрешено было в 2013 году для старого «керса».
У «юнита» Mercedes-Benz PU106A Hybrid две системы рекуперации также именуются MGU-K и MGU-H, и размещены они в целом похоже на компоновку этих агрегатов у Renault.
Устройство MGU-H (Motor-Generator Unit-Heat) — самое интересное в новой Формуле. Это электрическая машина, сидящая на валу турбокомпрессора. И работать она может в обе стороны: извлекать энергию из выхлопных газов и раскручивать турбокомпрессор для сокращения турболага. Причём, в отличие от MGU-K, величина потоков энергии (выработка в качестве генератора и работа как электромотора) правилами не ограничена. Это даёт инженерам мощный рычаг для управления балансом энергии в машине. Если учесть работу ДВС и MGU-K, в сумме энергия в болиде может перекачиваться по семи направлениям.
Типовой круг в представлении Renault и типовые способы взаимодействия систем. При торможении блок MGU-K перекачивает энергию от колёс в аккумуляторную батарею. Кстати, вес её лимитирован снизу и сверху (от 20 до 25 кг), так что создателям установок потребовалось нечто очень мощное, развивающее порядка 6 кВт на каждый килограмм веса. Судя по всему, здесь будут стоять суперконденсаторы. Следующая фаза — выход из зоны торможения. Тут батарея отдаёт энергию блоку MGU-H, который быстро выводит турбокомпрессор на предельные обороты (100 тысяч об/мин). Далее — ситуация обгона. Здесь и батарея, и MGU-H поставляют ток для MGU-K, который развивает пиковую мощность, ускоряя болид. Наконец, при обычном ускорении запас в батарее не меняется, но происходит передача энергии от MGU-H к MGU-K.
В этой презентации силовая установка Ferrari 059/3 предстаёт только в виде анимации, но можно убедиться, что она в общих чертах повторяет агрегаты Мерседеса и Рено. В том числе и в части двойной рекуперации. Инженеры Ferrari тут выступают вместе со специалистами Shell. Они не раз повторяют: новые двигатели не только должны приблизиться к гражданским по аппетиту, но и по надёжности, и по долговечности. Хоть на шаг. Ведь по новому регламенту одному гонщику за сезон будет разрешено использовать лишь пять моторов вместо восьми ранее.
Вспомним, что обычный «керс» вводился под соусом помощи мира Формулы-1 массовой автомобильной индустрии в деле сохранения окружающей среды. Мол, в Королеве автоспорта будут проверяться идеи и технологии, которые далее могут в том или ином виде найти свой путь к обычным автомобилям. Новый регламент — заметный шаг в этом направлении. Болиды в 2014 году просто вынуждены стать экономичнее, а ключ к экономичности — хитроумная гибридная система. Вполне вероятно, что мы скоро увидим что-то похожее на серийных автомо
www.drive.ru
Правила Формулы 1
Немного общей информации
Правила Формулы 1, или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — история Формулы 1.
Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.
Свободные заезды
По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для ознакомления пилота с трассой и тренировки управления болидом.
- 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
- 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
- 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.
Полный календарь Ф1
Квалификация
По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.
- 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
- 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают 7 худших пилотов.
- 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
- Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.
Гонка
После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.
Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.
На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.
Правила Формулы 1 (подробное описание)
Спортивный регламент
Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта
Основные положения
FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а команды Ф1, занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.
Болиды
С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).
Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.
Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.
Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.
- Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
- Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
- Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
- Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
- Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
- Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.
Все о Формуле 1…
Система очков
От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.
В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.
Шины
Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.
Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.
- Красный цвет – супер — мягкие шины
- Желтый цвет – мягкие шины.
- Белый цвет – средние шины.
- Оранжевый цвет – жесткие шины.
Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.
Трассы Формула 1
Безопасность гонщиков
После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.
Машина безопасности
Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.
При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.
Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.
Остановка гонки
Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.
При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.
При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.
Классификация
Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.
Флаги Формулы 1
- Клетчатый флаг – окончание гонки.
- Красный флаг – Остановка гонки.
- Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
- Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
- Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
- Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
- Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
- Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
- Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
- Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
- Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.
Спортивный регламент для старта и финиша
Постановка машин на стартовую решетку
- Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
- Расстояние между позициями составляет 8 м.
- С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
- С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
- С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
- Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
- Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
- Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
- Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
- Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.
Подготовка к старту
- За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
- За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
- За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
- За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
- За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
- За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
- За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
- За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.
Старт
Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.
После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.
- Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.
- В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг.
Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку. - Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.
- Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.
- Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.
Финиш
По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.
При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.
Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.
favoritnr1.com
Изменения регламента Формулы 1 — Дозаправки
ОТМЕНА ДОЗАПРАВОК
С этого года дозаправки в Формуле 1 будут отменены.
Заправки можно производить только в боксах команды.
Нельзя проводить дозаправку автомобиля после того, как автомобиль покинул бокс команды первый раз, после того, как открыт выезд на трассу для расстановки на стартовой прямой.
Значит, пилоты будут начинать гонку с полностью заправленными баками на всю дистанцию Гран При и не смогут дозаправляться по ходу гонки. Сами дозаправки были введены в Формуле 1 в 1994 году, я писал про это вот ТУТ и ТУТ.
С отменой дозаправок машины претерпели серьёзные изменения. Увеличились топливные баки, и как следствие, размеры самих машин. Претерпели изменения тормозные системы, теперь на тормоза будет приходиться гораздо большая нагрузка, что особенно скажется на Гран При Сингапура и Канады.
Кардинально изменится стратегия команд в гонках. Если раньше стратегия была, как бы жёстко заморожена перед стартом гонки заправкой машины на определённую дистанцию. То теперь, отчасти, и пилоты, и стратеги будут гораздо более гибкими в выборе стратегии уже во время самой гонки, и сложнее будет предугадать, когда будут питы у конкурентов.
Возрастает ценность умения пилота беречь шины.
Появятся опять гонки механиков при замене покрышек, последнее десятилетие они ждали, пока заправочные машины вкачают топливо. Теперь мы увидим гонки механиков по замене покрышек, ориентировочно около 3х секунд будет проходить пит стоп.
Пилотам по ходу гонки придётся подстраиваться под изменяющиеся характеристики баланса машин. Скорее всего, машины разных команд будут быстрее в разных ситуациях, чьи-то шасси будут более быстрыми на пустых баках, чьи-то при полных.
Ну и наконец, возможно, что кто-то применит рискованные стратегии. Будут стартовать с минимальным запасом топлива, рассчитывая на появление сафети кара на трассе, и соответственно, планируя экономить топливо под сафети каром. Это так же может привести к интересным ситуациям на последних кругах гонки.
Вообще-то, ситуация с экономией топлива на последних кругах может возникать у всех пилотов. Во время гонки пилот переключает режимы работы мотора в зависимости от конкретной ситуации на трассе, он использует весь потенциал мотора, когда ведёт непосредственную борьбу за позицию, экономит ресурс, если мощность в данный момент не нужна, в случае дождя или под сафети каром включаются совсем другие режимы работы мотора. В гонке пилот может переключателем на руле выбирать до десятка различных режимов для двигателя, и при каждом из них расход топлива будет разным.
А вот количество заправленного топлива на старте гонки очень важно для борьбы за позицию на первом отрезке гонки, около 3х десятых потери на круге дают каждые 10 кг веса, а предположительно, разница в заправке разных машин может достигать до 20 кг, а это уже целых пол секунды с круга.
——————-
Спотривный регламент Формулы 1 (полная версия)
Изменения в регламенте Формулы 1 нв 2010 год:
— Система начисления очков.
— Отмена дозаправок.
— Правила квалификации Замена покрышек в квалификации.
— Количество и правила использования шин.
— Правила замены двигателей.
— Тесты для новичков.
— Новые правила для прогревочного круга.
— Омологация компонентов машины.
— Публикация веса машин.
— Количество и правила использования шин.
— Наказания во время гонок
formula1ru.livejournal.com