КАМАЗ-мастер: Автомобили
Машина, готовая к подвигам
«Расправь крылья своей фантазии и ощути неизведанные измерения скорости и пространства»
В сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310. Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251 . Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.
В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков, – КАМАЗ 49252. На нем стоял двигатель в 750 лошадиных сил, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, — оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения вынесут камазовские экипажи к победному подиуму автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».
Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.
Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.
С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.
В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось — пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.
На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».
В 2016 команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
В мае 2018-го был создан автомобиль с индексом КАМАЗ-43509. За 2019 год машина претерпела серьезную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, что позволило снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и оптимизирован центр тяжести автомобиля.
Подробная информация и технические характеристики гоночных автомобилей «КАМАЗ-мастер»:
Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509. Новая модификация титулованного автомобиля стала необходимостью по причинам.
- Изменение регламента трансконтинентальной ралли-марафона «Дакар».
- Завершение действия омологации предыдущей версии машины.
Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки «Париж-Дакар» (ныне просто «Дакар»), подготовленного в 2018-м году. Так, новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. Всего же команда «КАМАЗ-Мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.
Новые КамАЗ Дакар 2018, помимо характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников и экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019» великолепно себя зарекомендовали. Поэтому данная модель заслуживает более пристального внимания.
Двигатель
Ни для кого не станет откровением тот факт, что на технические характеристики КамАЗ для ралли «Дакар», впрочем, как и для любого другого авто, огромное влияние оказывает используемый двигатель.
Для оснащения модели с индексом 43509 был избран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, обладающий максимально близкими параметрами рабочего объема к значениям, разрешенным регламентом.
По причине того, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» использовались V-образные «движки», их замена на рядные установки вызывала определенные трудности. К тому же в новых спорткарах были использованы оригинальные конструкторские решения, которые ранее не применялись.
Учитывая эти два фактора, а также богатейший опыт команды в ралли «Париж-Дакар», конструкторы приняли решение не осуществлять модернизацию грузовиков предыдущего поколения, а создать совершенно новые автомобили.
В свете такого решения была произведена форсировка силовых агрегатов. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения кого-либо из иностранных специалистов.
Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизельный мотор, но для КамАЗ Дакар 2018 его технические характеристики им удалось повысить почти в два раза. Если же говорить о конкурентах, то они избрали другой путь, сделав ставку на дефорсированные гоночные силовые агрегаты от кольцевых грузовиков.
Мероприятия по форсировке двигателя для нового автомобиля начались еще в 2016-м году. Итог этих работ действительно впечатляет. Так, инженерам удалось добиться от серийного дизеля 1100 «лошадок» максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.
Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации ПО управления мотором и подбору характеристик турбокомпрессора, которая позволила значительно улучшить динамические качества силовой установки КамАЗ 43509.
Коробка передач
Приняв в расчет это обстоятельство, а также тот факт, что главные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективно используют АКПП в своих автомобилях, было решено применить такую трансмиссию и на КамАЗ 43509.
Работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. В итоге автоматическими коробками были оснащены два из четырех гоночных грузовика, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».
Подвеска
Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.
Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.
Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.
В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации — это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.
Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509
Полная масса а/м | 10,2 т |
Двигатель | |
Модель | DCEC ISZ-13 |
Тип | дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Максимальная мощность / при оборотах | 720 (980) кВт (л.с.) / 2400 мин-1 |
Расположение и число цилиндров: | Рядный, 6 |
Рабочий объем, л: | 13 |
КПП | |
Коробка передач | АКПП / МКПП |
Видео КАМАЗ-мастер на ралли ДАКАР-2019
https://rsport.ria.ru/20200715/1574369727.html
«КАМАЗ-мастер» учел техпроблемы на «Дакаре» при модернизации машин
Спортивная команда «КАМАЗ-мастер» учла технические проблемы на ралли-марафоне «Дакар»-2020 при модернизации гоночных грузовиков. Спорт РИА Новости, 15.07.2020
2020-07-15T10:25
2020-07-15T10:26
андрей каргинов (спортсмен, камаз)
камаз-мастер
дакар (ралли)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/7e4/1/1e/1564071886_0:29:3072:1757_1400x0_80_0_0_870c1a080db079f4de51b21764d31573.jpg
Спорт РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Спорт РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Спорт РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn23.img.ria.ru/images/7e4/1/1e/1564071886_0:29:3072:1757_1400x0_80_0_0_870c1a080db079f4de51b21764d31573.jpg
https://cdn25.img.ria.ru/images/7e4/1/1e/1564071886_273:0:3004:2048_1400x0_80_0_0_0955da0a7e50c0260f5cb316b30de330.jpg
https://cdn23.img.ria.ru/images/7e4/1/1e/1564071886_614:0:2662:2048_1400x0_80_0_0_7e1df83b790fd2e29f5efad2fa42e943.jpg
Спорт РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Спорт РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
андрей каргинов (спортсмен, камаз), камаз-мастер, дакар (ралли)
До старта ралли «Дакар-2016» остается чуть более полугода. В дни, когда работа по подготовке к главному старту внедорожного спортивного сезона идет полным ходом, команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
Из истории вопроса
Если обратиться к истории, то пионерами использования капотной компоновки во внедорожных ралли следует признать автомобиль Мерседес -Unimog, фирмы Даймлер-Бенц, который успешно выступал на ралли Париж-Дакар в 80-е годы прошлого столетия. Но слабый двигатель, короткая база и маленькая для трех человек кабина не позволили этому автомобилю успешно конкурировать в дальнейшем.
К пионерам использования в ралли автомобиля капотной компоновки можно отнести и украинцев, которые в начале 2000-х годов представили проект двухосного гоночного КРАЗа, который так и остался проектом.
По-настоящему, пионерами использования капотных автомобилей можно считать чеха Алеша Лопрайса и голландца Жерара Де Роя, наследников своих знаменитых в автоспорте родственников. В 2011 году на ралли «Шелковый путь» дебютировала первая Tara Jamal Алеша Лопрайса , а в 2012 году на Дакаре участвовали уже два автомобиля капотной компоновки- упомянутая Tara Jamal и IVECO Powerstar Torpedo Жерара Де Роя.
Участие этих двух автомобилей в ралли Дакар в 2013-2014 годах, однозначно подтвердило их преимущества по сравнению с бескапотными автомобилями, и в 2015 году на Дакаре участвовали уже 4 автомобиля, а в 2016 планируется еще больше автомобилей капотной компоновки.
Преимущества капотной компоновки
Распределение масс и нагрузки по осям.
Поскольку как для бескапотных так и для капотных автомобилей предписания по расположению двигателя и коробки передач одинаковы и определяются расстоянием стыка двигателя с коробкой передач на расстоянии не более 1400 мм от передней оси, то смещение кабины с экипажем общей массой порядка 800 килограммов на полтора метра назад, однозначно увеличивает нагрузку на заднюю ось до 55-56%.
Разгрузка передней оси и большая нагрузка на заднюю ось существенно улучшают способности движения автомобиля по песку, способствуют более правильному приземлению при прыжках .
Смещение центра масс к центру автомобиля также улучшает маневренность автомобиля и обеспечивает преимущества при движении по извилистым скоростным участкам.
Управление автомобилем.
Расположение водителя вблизи центра масс существенно улучшает контроль за поведением автомобиля, по сравнению с посадкой «на колесе». Сильнее всего данное преимущество проявляется на раллийных «ходовых» спецучастках, где контроль за поведением автомобиля и ориентация в пространстве играют большую роль.
Комфорт.
Понятие «комфорт» по отношению к гоночным грузовикам в полном смысле этого слова навряд ли применимо, и лучше говорить о наличии приемлемых условий для того, чтобы экипаж мог выдержать двухнедельную гонку по бездорожью и выполнять свои функции.
Благодаря размещению кабины практически в середине колесной базы, экипаж автомобиля капотной компоновки испытывает существенно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, располагающегося непосредственно над передней осью.
Из практики известно, что на бездорожье скорость автомобиля определяется не только параметрами подвески и возможностями автомобиля выдерживать экстремальные нагрузки, но и физическими возможностями человеческого организма, каким бы тренированным он не был.
Измененная компоновка требует существенного изменения целого ряда систем и агрегатов автомобиля.
Первое — это двигатель.
В связи со смещением кабины назад, двигатель оказывается расположенным непосредственно под кабиной и в данной ситуации широкий V-образный двигатель, используемый КАМАЗом, просто не оставляет места в кабине для экипажа. Поэтому для автомобилей капотной компоновки может быть использован только рядный двигатель.
Второе — это системы охлаждения двигателя и наддувочного воздуха.
Автомобиль капотной компоновки, из-за смещения кабины назад не позволяет разместить теплообменники наддувочного воздуха отдельно от водяного радиатора, что требует серьезного изменения всей схемы охлаждения.
Третье — это доступность к двигателю и его системам для обслуживания и ремонта. Здесь так же автомобиль капотной компоновки требует специальных решений.
Понимая, что доводка большого количества новых агрегатов и новых технических решений потребует значительного времени, на «КАМАЗ-мастере» было принято решение о создании автомобиля капотной компоновки с максимальным использованием готовых, доведенных узлов и агрегатов.
Решение о создании спортивного грузовика капотной компоновки на базе кабины Даймлер Zetros было принято руководством КАМАЗа и Даймлера осенью 2013 года, уже имеющих опыт совместной работы по изготовлению грузовых автомобилей.
Другим важным моментом стал выбор подходящего двигателя. Поскольку разработка собственного 6-ти цилиндрового двигателя совместно с фирмой Либхерр находится еще в стадии доводочных работ и серийное производство начнется примерно через полтора года, была достигнута договоренность с чешской фирмой Buggyra о передаче в аренду подготовленного спортивного двигателя Caterpillar, который уже неплохо показал себя на Дакаре у других команд.
В качестве шасси для опытного образца использована конструкция автомобиля КАМАЗ-4326, многократно испытанного и доведенного на ралли Дакар.
Целью разработки и изготовления опытного образца спортивного автомобиля капотной компоновки является проведение испытаний в реальных условиях внедорожных ралли для оценки преимуществ данной компоновки, доводки новых агрегатов и систем и последующего принятия решения о целесообразности использования на соревнованиях данного типа автомобилей.
Характеристики | |
Основные характеристики и геометрические параметры | |
Колесная формула | 4х4 |
Максимальная скорость, км/ч | 163 |
Габаритная длина | 6900 |
Габаритная высота | 3050 |
Габаритная ширина | 2550 |
Колея | 2155 |
Колесная база | 4300 |
Весовые параметры | |
Снаряженная масса а/м без топлива, кг | 8900 |
Полная масса а/м, кг | 10200 |
Двигатель | |
Модель | Caterpillar C13 |
Тип | Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Максимальная мощность, кВт (л.с.)/при оборотах, мин-1 | 720 (980)/2200 |
Максимальный крутящий момент, Н м(кгс м)/при оборотах, мин-1 | 4000/1500 |
Расположение и число цилиндров | рядный,6 |
Рабочий объем, л | 12.5 |
Вместимость топливного бака,л | 1000 |
Трансмиссия | |
Сцепление | ZF MFZ 430 |
Тип | Фрикционное, сухое, однодисковое |
Коробка передач | ZF 16S251 |
Привод | гидравлический, дистанционный |
Тип | Механическая, синронизированная, 16-тиступенчатая |
Раздаточная коробка | «ZF» VG2000/300 |
Тип | Механическая, 2-хступенчатая |
Подвеска | |
Тип | Зависимая, рессорная |
Тип применяемых элементов | Малолистовая рессора, газонаполненные амортизаторы Reiger |
Тормозная система | |
Привод | Пневматический с электронным управлением (EBS) |
Тип тормозных механизмов | Барабанные |
Колеса и шины | |
Тип колес | Дисковые алюминиевые с системой регулирования давления |
Шины | Бескамерные «Michelin», XZL, 14R20 |
«Дакар-2018» – последний, в котором в грузовой категории позволяется использовать моторы объёмом более 13 литров. Для большинства команд это мало что меняет, так как большая часть грузовиков и без того на протяжении многих лет оснащались моторами меньшего объёма. Но для «КАМАЗ-мастер» это изменение знаковое – ведь основным мотором для команды последние годы был двигатель Liebherr V8 объёмом 16 литров.
Именно такие двигатели стоят на трёх из четырёх КАМАЗах на нынешнем «Дакаре». На четвёртом, под управлением Дмитрия Сотникова, установлен экспериментальный 13-литровый мотор, рядная «шестёрка», который и должен стать той силовой установкой, которая будет устанавливаться на КАМАЗы в будущем.
Смена мотора для «КАМАЗ-мастер» далеко не новость. За годы выступлений на ралли-рейдах команда использовала силовые установки самых разных компаний (КАМАЗ, Cummins, ЯМЗ, ТМЗ, Liebherr), самых разных конфигураций (рядные «шестёрки», V8 и даже V12) и самых разных объёмов (от 11 до 25 литров). О том, почему «КАМАЗ-мастер» использовал такие большие двигатели, и почему остальные команды предпочитали моторы гораздо меньших размеров, нам рассказал технический директор команды Владимир Губа.
Владимир Губа: Причина использования большинством команд 13-литровых моторов проста: все ведущие команды в мире ралли-рейдов ставят на свои грузовики моторы, которые используются в кольцевых гонках, в чемпионате Европы по гонкам грузовиков. На кольцевых грузовиках строгий регламент — двигатель 13 литров, 10 цилиндров, одноступенчатый наддув. Это достаточно совершенные двигатели, разработанные специально для гонок. Там есть команды MAN, Iveco, Mercedes. Команда Tatra в ралли-рейдах ставит на свои грузовики тот же двигатель, который используется на кольцевых грузовиках команды Buggyra. Поэтому в этом плане им несколько проще. Они берут двигатель мощностью 1200 лошадиных сил и моментом в 6000 Н*м, и дефорсируют его до уровня 1000 лошадиных сил, и 4500 Н*м.
Но это специальный продукт. Мы не можем так поступать, у нас нет своей команды в гонках грузовиков. Мы пробовали работать с мотором Buggyra, но строить на его базе грузовики мы не можем, потому что мы профессиональная команда, и наше преимущество в том, что мы досконально знаем все компоненты нашего автомобиля. Мы должны иметь возможность их диагностировать, проверить, отремонтировать в любых условиях. Если мы берем готовый узел, то, как правило, не знаем, что у него внутри, не имеем доступа к программе, не имеем даже доступа к диагностике. То есть мы целиком и полностью завязаны на услугах поставщика. Нам это не подходит.
Поэтому мы действуем обратным образом – берём за основу серийный двигатель. Так было и в случае с Liebherr — мы взяли серийный двигатель, который применялся на спецтехнике, а отдельная модификация использовалась на грузовиках MAN. Но это серийный двигатель мощностью 500 киловатт, 700 лошадиных сил. Мы его форсировали, довели мощность до 1000 лошадиных сил. Сейчас то же самое делаем с 13-литровым двигателем Cummins. Мы взяли двигатель мощностью 520 лошадиных сил, и стараемся добиться от него мощности более 1000 лошадиных сил, увеличиваем момент в два раза.
Моторы Cummins ставятся и на серийные КАМАЗы, но маленькие, 7-литровые. Недавно запустили производство 9-литровых. То есть, с точки зрения объёма они пока занимают низшую ступеньку в иерархии этих силовых установок. Мы же используем 13-литровый двигатель. Это не первый наш опыт работы с Cummins, они стояли на наших грузовиках, в том числе гоночных, еще в 90-е годы. А уже в 2007-2008 году использовали 15-литровый двигатель Cummins, с двойным турбонаддувом. Он себя не очень хорошо показал, что лишний раз подтверждает неэффективность работы с чужим мотором. Он был сделан по заказу, и, естественно, производитель закладывает определенный резерв для клиентского двигателя, чтобы, не дай бог, чего не случилось. Поэтому характеристики его оказались не лучшими. Тем не менее, мы сейчас опять вернулись к блоку цилиндров Cummins. Но уже разрабатываем всё сами, и стремимся подойти к пределу его возможностей.
Сейчас мы работаем с Cummins на таких условиях: мы покупаем у них двигатели специальной комплектации, они оказывают нам помощь запасными частями и некоторой информацией. Но все разработки, все изменения, все доводки, все испытания мы ведём сами. Почему Cummins? Такой выбор сделан по той простой причине, что по регламенту эти двигатели должны производиться серийно и устанавливаться на коммерческие грузовики. Пока такого мотора у КАМАЗа нет, а ждать, когда он появится, и начинать работу только после этого – это потеря времени. Наш Научно-технический центр (НТЦ) сейчас как раз работает над версией 13-литрового двигателя с очень близкими показателями. Мы же работаем на опережение, и к тому моменту, когда начнётся его серийное производство, мы уже будем готовы. Думаю, мы достаточно быстро сможем перенести весь опыт на свои отечественные двигатели, и уже тогда начнём ездить на своих двигателях.
Несмотря на то, что на наших машинах и на грузовиках наших конкурентов стояли моторы очень разных размеров, мощность у них была примерно одинаковая. Почему? Помимо прочего, она ограничена разумными рамками. Максимальная скорость на ралли-рейдах сейчас ограничена регламентом на уровне 140 км/час. Для такой скорости, в общем-то, 1000 лошадиных сил вполне достаточно. Излишняя мощность — это нагрузка на трансмиссию, это более сложные режимы работы, температура, давление и так далее.
Действительно, долгие годы «КАМАЗ-мастер» использовал двигатель большого объема, 18,5 литра. Мы даже как-то пробовали ярославский 24-литровый 12-тицилиндровый мотор. Но от него быстро отказались, потому что он всё ломает. Избыточная мощность. Так что вернулись к 18,5-литровому, ярославскому, или сейчас тутаевскому двигателю. Но это мотор достаточно старой разработки.
Он неплохой по конструкции, но цельноалюминиевый. Главное – у него алюминиевые головки. И они не позволяют выходить на высокие степени форсировки. У всех современных моторов уже чугунные головки. Поэтому для того чтобы обеспечить такую же мощность, степень форсировки была гораздо ниже – с алюминиевой головкой невозможно достичь тех же давлений, тех же температур. Поэтому на выходе мы получали такие же показатели, но с более низкими удельными показателями. С меньшей теплонапряженностью. С меньшей нагрузкой на механические узлы и детали.
Но затем максимальный разрешённый рабочий объём двигателей уменьшили, и последние пару лет на грузовиках стоят 16-литровые двигатели Liebherr. Он имеет примерно такие же параметры, как и ярославские моторы. Мы пытались выйти на более высокие показатели в мощности, но есть у V-образных двигателей одна особенность — у них два шатуна находятся на одной шатунной шейке. И ширина вкладышей достаточно маленькая, это самое напряженное место. То есть, мы достигаем определенного момента – и всё. Да, теоретически турбонаддув и система топливоподачи позволяют выйти на больший момент, на большую мощность. Но механически увеличивать её уже больше невозможно. Потому что вкладыши, даже самые лучшие, не выдерживают. За счёт меньшего уровня форсировки была повышена надежность, увеличен ресурс этих двигателей.
Сейчас мы переходим на рядный 6-цилиндровый двигатель, там нет этого ограничения. Но есть другие, связанные, например, с более высокой тепловой напряженностью. Если у наших «восьмерок», больших двигателей, температура выхлопа была около 800 градусов, то сейчас повысилась до 900 градусов. Это уже существенно. То есть, такие моторы требуют другого подхода, использование других, более дорогих материалов.
Конечно, у двигателя меньшего размера есть свои плюсы. С точки зрения массы, 13-литровый двигатель легче процентов на 25. Но, с другой стороны, рядный мотор длиннее и выше. То есть V-образный двигатель примерно на два цилиндра короче, и за счёт развала он ниже, поэтому под новый мотор нам пришлось проектировать практически с нуля весь автомобиль. Изменено положение двигателя, расположение по высоте, по длине. Изменилось положение кабины, потому что прежнее, над двигателем, мы использовать уже не могли – кабина слишком высоко поднимается. Поэтому мы искали новые варианты, чтобы максимально эффективно разместить массы, не увеличивая высоту центра тяжести. Так что, как обычно в спорте, нет какой-то концепции, позволяющей всегда побеждать – всё упирается в поиск компромиссов.
Основные силовые установки гоночных грузовиков «КАМАЗ-мастер»
Машина | Годы | Двигатель | Конфигурация | Объём | Мощность | Крутящий момент |
КАМАЗ 4310 С | 1988-1995 | КАМАЗ-7403 | Дизель, турбо, V8 | 10,85 л | 305 л.с. | 1050 Нм |
КАМАЗ 49251 | 1994-1995 | Cummins N14-500E | Дизель, турбо, L6 | 14,01 л | 520 л.с. | 1700 Нм |
КАМАЗ 49252 | 1994-2003 | ЯМЗ 7Э846 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 750 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 49255 | 1997-1998 | ЯМЗ 3Э847 | Дизель, турбо, V12 | 25,86 л | 1050 л.с. | 3724 Нм |
КАМАЗ 49256 | 2001-2002 | ЯМЗ 7Э846.10 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 830 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 4911 | 2002-2007 | ЯМЗ 7Э846.10 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 850 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 4326 | 2007-2013 | ЯМЗ/ТМЗ 7Э846.1007 | Дизель, турбо, V8 | 18,47 л | 850 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 4326/2013 | 2013-наст.вр. | Liebherr D9508 | Дизель, турбо, V8 | 16,16 л | 920 л.с. | 4200 Нм |
ГКП* | 2015-2016 | Caterpillar C13 (Buggyra) | Дизель, турбо, L6 | 12,5 л | 980 л.с. | 4000 Нм |
КАМАЗ 4326/2017 | 2017-наст.вр. | Cummins ISZ-13 | Дизель, турбо, L6 | 13 л | 980 л.с. | 4300 Нм |
* – грузовик капотной компоновки, на ралли-рейдах «Дакар» не использовался
КАМАЗ-мастер: Автомобиль КАМАЗ 4911
КАМАЗ 4911
Года использования: с 2002г. по 2015гг.
Автомобиль специальный, с колесной формулой 4х4, предназначен для экстренной доставки грузов в труднодоступные районы по дорогам с осевой нагрузкой до 78 кН (8тс), а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Грузовик пригоден для эксплуатации в климатических зонах с температурой воздуха от -30 ° до +50 °С.
Этот гоночный полноприводный грузовик прозвали «летучим» за то, что он с легкостью и изяществом отрывался от земли. Он был серийным, не имевшим аналогов в основном камазовском производстве (для признания серийности по требованиям FIA того времени было достаточно выпустить 15 автомобилей в год, сейчас – 50 за два года) . На нем стоял турбодизельный двигатель ЯМЗ 7Э846.10 V8 мощностью в 830 л/с, с двумя турбокомпрессорами BorgWarner. Автомобиль был способен развивать скорость до 180 км/ч, разгоняться до 100 км/ч всего за 10 секунд.
Машине была возвращена классическая прямоугольная платформа. Это произошло потому, что организаторы Дакара в очередной раз потребовали от участников привести свои спортивные большегрузы в соответствие с обычными – серийными грузовиками, предназначенными для перевозки груза. С целью уменьшения веса на грузовик поставили более тонкую раму, которая, за счет дополнительных вставок не потеряла свою мощность. Машина стала «мягче», плавность хода повысилась за счет более длинных рессор (1900 мм) и модернизации гидропневматических амортизаторов. Автомобиль получил возможность прыгать с большой высоты мягко приземляясь на колеса, без поломок и ущерба для экипажа.
Дебютная гонка большегруза принесла команде первое и третье места на ралли «Телефоника- Дакар 2003». В том же году последовали победы на Кубке России, Чемпионате России, ралли «Хазарские степи», ралли «Каппадокия 2003» и «Дезерт Челлендж». На протяжении нескольких лет, после каждого дакаровского ралли внедорожник КАМАЗ 4911 подвергался доработке и модернизации.
Характеристики | КАМАЗ 4911(спортивный) |
Основные характеристики и геометрические параметры | |
Колесная формула | 4х4 |
Максимальная скорость км/ч | 180 |
Габаритная длина | 7300 |
Габаритная высота | 3590 |
Габаритная ширина | 2550 |
Колея | 2155 |
Колесная база | 4200 |
Весовые параметры | |
Снаряженная масса а/м без топлива, кг | 10300 |
Полная масса а/м, кг | 11500 |
Двигатель | |
Модель | ЯМЗ-7Э846.10 |
Тип | Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) / при оборотах, мин-1 | 625(850)/2500 |
Максимальный крутящий момент, Н м(кгсм)/при оборотах, мин-1 | 2700 (275)/1500 |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образно |
Рабочий объём, л | 17,24 |
Вместимость топливного бака, л | 1000 |
Трансмиссия | |
Сцепление | ZF-SАСНS MFZ430 |
Тип | фрикционное, сухое, однодисковое |
Коробка передач | ZF 16S-251 |
Привод | тросовый, дистанционный |
Тип | механическая, синронизированная, 16-тиступенчатая |
Раздаточная коробка | «ZF» VG2000/300 |
Тип | механическая, 2-ступенчатая |
Подвеска | |
Тип | Рессорная,зависимая |
Тип применяемых элементов | Многолистовая рессора, гидропневморессора «ВгТЗ» |
Тормозная система | |
Привод | Пневматический |
Тип применяемых элементов | Барабанные |
Колеса и шины | |
Тип колес | Дисковые, аллюминовые с ситсемой регулирования давления |
Шины | Бескамерные «MICHELIN», XZL 14R20 |
КАМАЗ-мастер: Автомобиль КАМАЗ 49252
КАМАЗ 49252
Года использования: с 1994 г. по 2003г.
Предшественником автомобиля стал КАМАЗ-49251 с двигателем CUMMINS N14-500E мощностью в 520 л/c. После пожара на заводе двигателей в связи с дефицитом силовых агрегатов ОАО «КАМАЗ» выпустило партию грузовиков с мотором этой американской марки, спортивная команда также опробовала его. Но параллельно вела работу и с восьмицилиндровым двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ-7Э846. Второй вариант оказался предпочтительнее и на свет появился КАМАЗ-49252.
У автомобиля была оригинальная, выдерживающая без последствий динамические нагрузки от подвески прямая жесткая рама. Поэтому машина ломалась гораздо реже предыдущих. На грузовике стояли более мощные кразовские редукторы с измененным передаточным отношением, 25-дюймовые колеса, у него оставалась среднемоторная компоновка. Также бросалась в глаза оригинальная скошенная платформа большегруза, которая уменьшала аэродинамическое сопротивление и была гораздо легче обычной. Его тормозная система была модернизирована: вместо накладок тормозной колодки использовали колодки дискового тормоза, для их установки «скелет» колодки сделали сварным.
Автомобиль за 16 секунд развивал скорость до 100 км/ч и имел максимальную скорость по твердой трассе – 180 км./ ч. На новой машине по ряду внешних причин не удалось победить на ралли «Париж-Дакар 1995», но зато все три победных места «Мастер-ралли 1995» достались «КАМАЗ-мастер».
Усовершенствования
1997 год. Международная федерация автоспорта (FIA) запрещает использование специальных 25-дюймовых шин на грузовых гоночных машинах, объясняя это тем, что автомобили должны соответствовать серийным оригиналам. Разрешаются только колеса в 20 дюймов с низким индексом скорости, что ограничивало максимальную скорость грузовика.
Нововведение привело к уменьшению расстояния между диском колеса и тормозным барабаном, резко ухудшилось охлаждение, тормоза и ступицы стали перегреваться. Колодки стали «расходным» материалом. Камазовцам пришлось открывать тормоза, убирая защитные экраны.
2000 год. Ралли «Париж-Дакар-Каир». На эту гонку выехал модернизированный автомобиль КАМАЗ 49252 WSK. На грузовике стояла коробка «Z.F.» 16S220A с гидротрансформатором WSK, который, обеспечивал увеличение крутящего момента без разрыва потока мощности в среднем в три раза. Однако выросла температура масла в коробке передач и пришлось поставить большое количество радиаторов. Перетяжеленный гидротрансформатором первичный вал коробки ухудшил условие работы его сальника, на каждой стоянке из автомобиля начинало течь масло, которое механикам приходилось собирать и заливать обратно. Мотор заводили за час до старта. Но даже на такой «сырой» машине экипажу Владимира Чагина удалось взять золото Дакара.
Ралли «Париж-Дакар 2001». Год для команды «КАМАЗ-мастер» выдался щедрым на победы: первые места гонок «Дезерт Челлендж», «Оптик Тунис 2000», «Пор Лас Пампас». Но его начало на дакаровском ралли было провальным. Все четыре камазовские машины (одну из них арендовал испанский экипаж) сошли с трассы, три из них — по причине поломки коробки передач производства фирмы «Z.F.». Проведенный после гонки анализ повреждений выявил слабое место в коробке, команда обратилась к своим германским партнерам с просьбой поменять одну деталь – опору коронной шестерни. На что получила безапелляционный ответ, что ее качество вполне устраивает немцев. Тогда производство детали наладили на Камском автозаводе, а в Германии ее просто вставляли при сборке.
Технические характеристики | КАМАЗ 49252 |
Основные характеристики и геометрические параметры | |
Колесная формула | 4х4 |
Максимальная скорость км/ч | 170 |
Габаритная длина | 6960 |
Габаритная высота | 3160 |
Габаритная ширина | 2550 |
Колея | 2155 |
Колесная база | 4200 |
Весовые параметры | |
Снаряженная масс а/м без топлива, кг | 9800 |
Полная масса а/м, кг | 11100 |
Двигатель | |
Модель | ЯМЗ 7Э846 |
Тип | Дизельный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Максимальная мощность, кВт (л.с.)/при оборотах, мин-1 | 552(750)/2500 |
Максимальный крутящий момент, Н м(кгс м_/при оборотах, мин-1 | 2700(275)/1500 |
Расположение и число цилиндров | V-Образный, 8 |
Рабочий объем, л | 17.24 |
Вместимость топливного бака, л | 2х420=840 |
Трансмиссия | |
Сцепление | «ZF-SACHS» MFZ380 |
Тип | фрикционное, сухое, двухдисковое |
Коробка передач | «ZF» 16S190A |
Привод | тросовый, дистанционный |
Тип | механическая, синронизированная, 16-тиступенчатая, в блоке с раздаточной коробкой |
Подвеска | |
Тип | зависимая,рессорная |
Тип применяемых элементов | многолистовая рессора, гидропневморессора «ВгТЗ» |
Тормозная система | |
Привод | Пневматический |
Тип тормозных механизмов | Барабанные |
Колеса и шины | |
Тип колес | Дисковые алюминиевые с системой регулирования давления |
Шины | Бескамерные «MICHELIN» , 385/95R25 |
КамАЗ-мастер Team
«КАМАЗ-мастер — это плоть плоти нашего автомобильного завода, команда полностью проникнута его духом», — сказал Сергей Когогин, генеральный директор ПТК «КАМАЗ». Это следует беречь. КАМАЗ стоял, стоит и будет стоять за командой.
КАМАЗ-мастер Команда: Легенда продолжает жить
История команды КАМАЗ-мастер началась в 1988 году.На старте Jelcz Rally в Польше из России прибыли три внедорожника практически неизвестного в Европе бренда. Никто из завсегдатаев ралли — как спортсменов, так и болельщиков — даже в своих смелых предсказаниях не мог представить команду новичков, претендующих на подиум. Тогда все просчитались — дебютанты заняли второе место в гонке. Так началось восхождение на вершину спортивного олимпа команды из Набережных Челнов, которая вскоре приобрела международную известность под именем КАМАЗ-мастер.
Команду «КАМАЗ-мастер» по праву можно назвать уникальным явлением в национальном спорте. Первоначально представившись гоночной командой Камского автомобильного завода, спустя годы пополнив ряды профессионалов и завоевав международное признание, он никогда не понижался. Гонщики из Набережных Челнов на самодельных грузовиках КАМАЗ завоевали множество наград в бескомпромиссной борьбе с конкурентами за рулем автомобилей ведущих мировых производителей грузовых автомобилей: Mercedes, MAN, Renault, DAF, Ginaf, HINO, Tatra, Iveco.
Еще в 1990 году команда «КАМАЗ-мастер» начала трудный путь к подиуму Дакара, а в 1996 году впервые выиграла эту престижную гонку. С тех пор команда участвовала в гонке 27 раз и выиграла ее 15 раз. Это уникальный результат!
В супермарафоне «Дакар» команда одержала пять побед на Кубке мира и пятнадцать побед. Сегодня в команде 11 заслуженных мастеров спорта России и 15 мастеров спорта международного класса!
Команда «КАМАЗ-мастер», помимо спортсменов, включает технический, инженерный и управленческий состав.Каждый отдел отвечает за определенную область работы; Профессионалы команды отличаются высоким уровнем самодисциплины и эффективности: они выполняют свои задачи точно в срок. При этом товарищи по команде не соревнуются друг с другом, напротив, невысказанное правило команды — поддерживать дружеские, практически семейные отношения. Понимание, командный дух и ответственность — вот что лежит в основе деятельности спортивного мини-общества «КАМАЗ». Такая модель общения формировалась во время гонок и воплощалась в повседневную жизнь.
Спортсмены-ветераны КАМАЗа, неоднократные победители многих гонок мирового уровня — пилоты Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров, штурман Айдар Беляев, механик и штурман Сергей Савостин — входят в элиту мирового автоспорта.
Президент Татарстана Рустам Минниханов является почетным членом и пилотом команды «КАМАЗ-мастер». За рулем гоночного КАМАЗа он неоднократно становился победителем престижных международных соревнований.
Одной из особенностей «КАМАЗ-мастера» является то, что все его спортсмены являются технически компетентными специалистами; каждый обучался и практиковался в этой сфере в течение многих лет.Члены экипажа хороши не только в гонках, в случае аварии они могут своими руками решить технические проблемы, с которыми гонщики очень часто сталкиваются на ралли-рейдах. Готовясь к гонкам, спортсмены учатся управлять транспортными средствами, изучают их наизнанку. Рассматривая прошлое команды ретроспективно, вы понимаете, насколько верен этот подход: исход гонки неоднократно зависел от технической компетентности членов экипажа, когда помощь была слишком большой, а трата драгоценных минут и часов могла сделать подиум недостижимым.
Профессиональная спортивная команда не может жить без постоянного обновления, новой крови, талантливых молодых людей. КамАЗ-мастер не исключение. Юные спортсмены: пилоты — Андрей Каргинов, Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Дмитрий Сотников, Антон Шибалов; штурманы — Андрей Мокеев, Вячеслав Мизюкаев, Евгений Яковлев, Роберт Аматыч; механики — Игорь Девяткин, Владимир Рыбаков, Айрат Исрафилов, Андрей Аферин, Алмаз Хисамиев и другие демонстрируют свои блестящие навыки на престижных международных соревнованиях.Ветераны «КАМАЗ-мастер», известные и уважаемые автогонщики воспитывают молодые таланты.
Этот командный дух уходит корнями в любовь к России. А члены «КАМАЗ-мастера» не выражают свой патриотизм просто для галочки. Вы можете понять это, поговорив с любым членом команды, от механика до пилота, и он скажет, что в пустыне далеко-далеко он старается изо всех сил, чтобы увидеть флаг своей страны на финише ралли.
Сайт команды КамАЗ-мастер ,
Основана в 1988 году. Единственная заводская команда в России, успешно представляющая страну в мире автоспорта, неоднократный призер и семнадцатикратный победитель ралли Дакар, занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге автомобильных команд.
Сегодня на борту команды, полностью сформированной из спортсменов КАМАЗа, 5 обладателей Кубка мира, 16 мастеров спорта международного класса, 12 заслуженных мастеров спорта России, 16 мастеров спорта.Уникальность команды в том, что она единственная среди элиты международного ралли, которая самостоятельно разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики и участвует в них на соревнованиях. Для этой работы в корпоративную структуру команды входят все необходимые функциональные отделы: инженерное бюро, бюро по организации производственного процесса, отдел маркетинга, офис главного инженера, бухгалтерия и производственный цех.
С момента своего основания команда работает только на национальных автомобилях, популяризируя российский автоспорт и продвигая национальные автомобили по всему миру.Основной принцип команды заключается в том, что при проектировании и изготовлении гоночного грузовика команда использует компоненты, узлы и агрегаты производителей, которые являются поставщиками для конвейера основной компании. В свою очередь, митинги являются своего рода полигоном для ПТК «КАМАЗ» для тестирования технических новинок и технических разработок, которые затем переходят в серийное производство. Основными соперниками команды на международных соревнованиях являются IVECO, MAN, TATRA, RENAULT, GINAF и другие.
Участие в ралли Дакар с 1990 года.В 1996 году команда впервые выиграла эту престижную гонку. С тех пор команда участвовала в гонке 29 раз и победила в ней 17 раз (включая Дакар 2020). Кроме того, «КАМАЗ-мастер» — восьмикратный победитель международного ралли «Шелковый путь», бессменный лидер чемпионатов России по ралли-рейдам. Почти вся плеяда водителей КАМАЗа неоднократно получала высокие правительственные награды.
Технологии создания внедорожного гоночного грузовика приносят результаты не только на гоночных трассах, но и широко используются при модернизации серийного производства КамАЗ ПТК.
,ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. «КАМАЗ ПТК» является одним из 20 крупнейших производителей тяжелых грузовых автомобилей в мире и занимает 16-е место по объемам производства тяжелых грузовых автомобилей с полной массой более 16 тонн. Производственная мощность составляет 71 тысячу автомобилей в год.
Компания входит в состав госкорпорации Ростех.
К началу апреля 2018 года автомобильным заводом «КАМАЗ» было выпущено более 2 миллионов 252 тысяч готовых грузовиков с момента запуска производства.
Уставный капитал КАМАЗа составляет 35,36 млрд рублей. Крупнейшие пакеты акций принадлежат правительству и коммерческим банкам.
Единая производственная база группы организаций «КАМАЗ ПТК» включает в себя весь цикл производства грузовых автомобилей, начиная от проектирования, изготовления, сборки автомобилей и компонентов и заканчивая продажей готовой продукции и резервным обслуживанием.
Группа компаний «Поток процессов» включает в себя несколько крупных заводов, занимающихся производством грузовиков.На промышленной площадке в Набережных Челнах расположены следующие предприятия: литейно-кузнечный завод, моторный завод, прессовочно-штамповочный завод, автомобильный завод, ремонтно-инструментальный завод, индустриальный парк «Мастер». Основными дочерними предприятиями, расположенными за пределами города Набережные Челны, являются ПТК НЕФАЗ и ПТК ТЗА (Республика Башкортостан).
Группа компаний «КАМАЗ» включает 109 организаций, базирующихся в России, республиках бывшего Советского Союза и других зарубежных странах.
К настоящему времени на предприятиях технологической цепочки ПАО «КАМАЗ» занято около 36 000 человек.
В 2017 году КАМАЗ продал 38 000 грузовиков. Из них 33 000 автомобилей было продано на российском рынке — рост на 18% в годовом исчислении. За 2017 год было экспортировано 5000 автомобилей и комплектов автомобилей КАМАЗ, в том числе 3,6 тыс. транспортные средства и автомобильные комплекты для республик бывшего СССР.
КАМАЗ в 14-й раз признан лучшим российским экспортером.
Доля КАМАЗа на российском рынке тяжелых грузовиков составляет около 45%.
ТЕНДЕНЦИИ В ПРОДАЖАХ 8-40 ТОННОВЫХ ГРУЗОВИКОВ КАМАЗОВ (ТЫС. ЕДИНИЦ)
ПРОДУКТЫ
КАМАЗ PTC производит широкий спектр коммерческих автомобилей: грузовые автомобили (более 60 моделей, свыше 1500 конфигураций, автомобили с правосторонним управлением), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различные инструменты. КАМАЗ исторически позиционирует себя на рынке грузовых автомобилей с полной массой 14-40 тонн. В последние годы ассортимент продукции расширился в результате добавления новых моделей и семейств транспортных средств — от городских самосвалов к грузовикам повышенной грузоподъемности, которые будут использоваться в составе автопоездов с полной массой до 120 тонн.
В 2016 году КАМАЗ разработал и выпустил на рынок более 80 новых комплектов автомобилей и шасси, в том числе несколько моделей автомобилей нового поколения — самосвалы 6580, 65801, 65802, транспортные средства 65206 и 65208. Автомобили с компонентами КАМАЗ и кабиной Daimler — самосвалы КАМАЗ-6520 Люкс и КАМАЗ-65201 Люкс — также вышли на рынок. Это доступные по цене автомобили повышенной грузоподъемности с современными комфортабельными кабинами.
В апреле 2017 года автомобильный завод ПТК «КАМАЗ» начал серийное производство КАМАЗ-5490 NEO.Исходя из опыта компании и требований клиентов, завод внедрил ряд конструктивных улучшений для улучшения характеристик автомобиля. Во-первых, это касается большего веса перевозимого груза без превышения допустимых осевых нагрузок. Модернизация компонентов шасси грузового автомобиля повысила их надежность и продлил жизненный цикл, а также снизила эксплуатационные расходы.
В феврале 2018 года на автомобильном заводе КАМАЗа был собран седельный тягач 65209 — еще одна модель новой линейки автомобилей.Новое транспортное средство 6×2 и задняя подъемная ось, которая позволяет экономить топливо при движении без нагрузки или без полуприцепа.
КАЧЕСТВО
Разработка конкурентоспособных продуктов с точки зрения критериев качества, отвечающих требованиям и ожиданиям клиентов, является основной целью PTC КАМАЗа в области качества и ключом к финансовому благополучию и устойчивости Компании и ее сотрудников.
Эта цель изложена в Политике качества ПАО «КАМАЗ», определяющей основные принципы, на которых строится деятельность компании по обеспечению качества.
Инструментом, который позволяет ПТК «КАМАЗ» достигать целей, которые Компания взяла на себя в области качества, является система управления качеством.
Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» признана соответствующей требованиям международных и российских стандартов:
— ISO 9001: 2008, ГОСТ ISO 9001-2011 в отношении проектирования, разработки, производства и реализации грузовых автомобилей и шасси грузовых автомобилей и автобусов, компонентов транспортных средств, комплектующих для сборки запасных частей и транспортных средств, отливок и штамповок, инструментов и принадлежностей, технического обслуживания грузовых автомобилей. ,
— ГОСТ РВ 0015-002-2012 в части проектирования, разработки, производства, испытаний и реализации транспортных средств.
Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» охватывает все этапы жизненного цикла продукта: от маркетинга и проектирования до технического обслуживания готовых автомобилей, выполняемых производителем.
В 2011 году КАМАЗ был удостоен 5-звездочного уровня в европейском конкурсе EFQM за модель признанного совершенства , что подтверждается сертификатом; Компания была включена в Европейский реестр успешных организаций.
В 2013 году КАМАЗ ПТК выиграл 9-й Международный турнир по качеству среди стран Центральной и Восточной Европы.
В 2015 году ПТК «КАМАЗ» был награжден дипломом как один из претендентов на звание Правительства Российской Федерации в области качества.
МОНТАЖНЫЕ ОПЕРАЦИИ
ОАО «КАМАЗ ПТК» осуществляет сборочные работы в Казахстане, Литве, Азербайджане, Индии. Сборка осуществляется с использованием комплектующих, поставляемых с КАМАЗа. Осуществляются программы по локализации производства комплектующих и компонентов для ХБП в Казахстане.Автомобили КАМАЗ Евро 6 собираются на сборочном предприятии Autobagi, Литва. Разрабатываются проекты возобновления сборки грузовиков КАМАЗ во Вьетнаме.
БАЗА КЛИЕНТОВ
Нашими клиентами являются компании из всех отраслей экономики, в которых используются грузовые автомобили, компании, занимающиеся перевозками грузов, региональные и городские автопарки в России и странах исторического присутствия Компании, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия. и учреждения.Основными потребителями продукции КАМАЗ в этой стране являются ГАЗПРОМ, ЛУКОЙЛ, СУЭК, ТНК и другие.
РЫНКИ
«КАМАЗ ПТК» экспортирует автомобили, комплекты CKD (полный комплект) и запасные части в более чем 40 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы, Латинской Америки.
Казахстан стал основным экспортным рынком ПТК «КАМАЗ» в 2017 году. Таким образом, более 50% всех экспортируемых автомобилей КАМАЗ и CKD были проданы там. Кроме того, на Кубу приходится значительная доля поставок КАМАЗа по контракту, который начал осуществляться еще в 2016 году.В дополнение к этому, в 2017 году автомобили КАМАЗ впервые были экспортированы на новый рынок Филиппин (январь 2018 года).
ДИЛЕР И СЕРВИСНАЯ СЕТЬ
Сбытовая и сервисная сеть КАМАЗ ПТК охватывает все регионы России и СНГ, а также исторические зарубежные рынки. КАМАЗ продолжает активно расширять сеть продаж и обслуживания в России и за ее пределами. По состоянию на 1 апреля 2017 года дилерская сеть в Российской Федерации насчитывает 175 дилерских центров, из которых 72 дилера в статусе 3S (продажа грузовых автомобилей, продажа запчастей, сервисная поддержка), 29 дилеров в статусе 2S в сфере транспортных средств (продажа и сервис грузовых автомобилей). поддержка), 25 статусных дилеров 2S по запасным частям (продажа запчастей и сервисная поддержка), 30 статусных дилеров 1S (только сервисная поддержка), 19 дистрибьюторов по продажам запчастей.
В основе системы обслуживания лежат принципы единого стиля и максимального приближения послепродажного обслуживания к клиенту. Внедрение сервисной сети происходит по двум направлениям: строительство новых сервисных центров и реконструкция существующих сервисных станций. В соответствии со своей философией отношений с дилерами, Компания клянется специальным внутренним документом под названием « Руководство для дилеров КАМАЗ PTC », в котором изложены все требования, а также условия, которым должны соответствовать дилеры.Сертификация дилерских центров и станций техобслуживания в соответствии с Руководством для дилеров КАМАЗ PTC позволяет обеспечить единый формат обслуживания и лучшее признание авторизованных дилеров клиентами, а требования к организации ключевых бизнес-процессов дилера должны быть формализованы.
ЛИЗИНГ
Лизинговая компания «КАМАЗ» (торговая марка «КАМАЗ-ЛИЗИНГ») — одна из крупнейших в России лизинговых компаний, 100-процентная дочерняя компания ПТК «КАМАЗ», специализирующаяся на продаже автомобилей КАМАЗ и автомобилей специального назначения на базе шасси КАМАЗ по цене L от Программа производителя .
КАМАЗ-ЛИЗИНГ работает на рынке лизинга с 2002 года, является трехкратным лауреатом премии « Компания года », включая, среди прочего, приз в номинации «За финансовую устойчивость и стабильность на рынке лизинговых услуг» . , а также почетное звание Лидер лизинга из РУССКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ НАГРАДА-2017 . В декабре 2017 года компания получила благодарственное письмо от Комитета экономической политики, промышленности, инновационного развития и предпринимательства Государственной Думы РФ.Входит в ТОП-10 игроков на рынке лизинга в сегменте грузовых автомобилей по итогам 9 месяцев 2017 года (по версии Expert RA).
На сегодняшний день компания предлагает 5 лизинговых пакетов от производителя: Big Leasing для крупного бизнеса, Лизинг для Ambitious , предназначенных для среднего бизнеса, Лизинг для Energetic для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, Аренда для заинтересованные в приобретении автомобилей КАМАЗ, снятых с лизинга, продукт для официальных дилеров КАМАЗ ПТК — Лизинг оборудования для сервисных центров .
СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
23 ноября 2005 года ZF Friedrichshafen AG и KAMAZ PTC создали общество с ограниченной ответственностью ZF KAMA, совместное предприятие. Это был первый завод, созданный КАМАЗом с участием иностранной фирмы, выпускающей продукцию под ее торговой маркой. Это был также первый пример, когда в России было создано промышленное производство для производства высокотехнологичной продукции мирового класса. СП ежегодно производит 27 000 передач.Подписано соглашение об увеличении производственных мощностей СП с 9 тысяч до 40 тысяч передач в год.
В январе 2006 года между Cummins, Inc. (США) и КАМАЗом были подписаны документы о создании совместного предприятия CUMMINS KAMA для производства двигателей серии B для российского рынка. Уставный капитал компании составляет 20 млн долларов США, а ставки участников — 50:50. Компания производит двигатели грузовые Евро-5. В марте 2017 года высокопроизводительные двигатели L-серии присоединились к линейке ЗАО «КУММИНС КАМА».На данный момент диапазон мощности двигателей, выпускаемых на совместном предприятии, составляет от 110 до 400 л.с.
В декабре 2007 года КАМАЗ подписал соглашение с Knorr-Bremse Systeme für Nutzfahrzeuge GmbH о создании в Набережных Челнах совместного предприятия KNORR-BREMSE KAMA для производства тормозных систем с равными долями участия сторон в уставном капитале.
10 марта 2008 года были подписаны учредительные документы по совместному предприятию для производства деталей, связанных с цилиндрами и поршнями, между Федеральной корпорацией Могул (США) и КАМАЗом с равными долями участия сторон в уставном капитале с названием компании Федеральная Могол Набережные. Челны.
В декабре 2008 года немецкий концерн Daimler AG приобрел 10% акционерного капитала КАМАЗа, что ознаменовало начало нового взаимовыгодного стратегического партнерства между двумя производителями автомобилей. В результате такого стратегического партнерства в 2009 году КАМАЗ и Daimler AG подписали соглашения о создании двух совместных предприятий: Fuso KAMAZ Trucks Rus для производства и продажи легких коммерческих автомобилей Fuso Canter в России и Mercedes-Benz Trucks Vostok для производства и продавать Mercedes-Benz Actros и Axor тяжелые грузовики.Сейчас доля Daimler AG в КАМАЗе составляет 15%.
КАМАЗ-МАСТЕР
Пилоты команды «КАМАЗ-мастер» представляют собой выдающийся пример технического и спортивного мастерства. Экипажи гонщиков из Набережных Челнов одержали многократные победы в международных ралли и супермарафонах. Пятнадцать раз спонсируемая компанией команда «КАМАЗ-мастер» выигрывала неформальный чемпионат мира среди производителей грузовых автомобилей, Дакарский раллийный марафон. КАМАЗ уверенно превращает свой победный послужной список в Дакар в успех своего бизнеса.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИЗДЕЛИЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ КАМАЗОМ PTC
- Легкие в обслуживании, надежные, качественные грузовики с низкими эксплуатационными расходами по хорошим ценам;
- Удовлетворение любых требований клиентов;
- Обширный и обширный объем продаж: автомобили КАМАЗ работают в любых дорожных и погодных условиях, в районах Крайнего Севера, тропиках, пустынных районах и высоких горах;
- Разветвленная сервисная сеть в России и странах СНГ, предоставление гарантийного обслуживания с пробегом автомобиля до 75 тыс. Км.
Все это позволяет Компании совершенствовать автомобили КАМАЗ и выводить их на уровень мировых лидеров отрасли. На внутреннем рынке ПТК «КАМАЗ» ведет активную, сбалансированную и независимую ценовую политику, уделяя основное внимание рыночному спросу и оптимальному соотношению цены и качества.
PTC КАМАЗа никогда не сотрудничал, не сотрудничает сейчас и не будет сотрудничать в будущем с лицами, компаниями, странами, на которые наложены санкции ООН.
Основные факты
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Головной офис и основные производственные мощности расположены в городе Набережные Челны, Республика Татарстан (около 1000 км к востоку от Москвы).
KAMAZ Inc. входит в число 15 ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и дизельных двигателей.
КАМАЗ выпустил более 2 миллионов автомобилей с начала производства.
С начала производстваКАМАЗ выпустил более 3 миллионов дизельных двигателей.
KAMAZ Inc. состоит из более чем 150 организаций, расположенных в России, странах СНГ и разных частях мира, в которых работает около 50 000 человек. КАМАЗ вкл. входит в десятку крупнейших производителей тяжелых грузовиков в мире.
KAMAZ Inc. занимает восьмое место среди производителей дизельных двигателей в мире.
«КАМАЗ» является одним из крупнейших экспортеров в Евразию, Африку и Южную Америку и выиграл награду «Лучший экспортер Российской Федерации» — впечатляющий результат 14 раз в период с 1999 по 2016 год.Уставный капитал КАМАЗа составляет 35,36 млрд рублей. Крупнейшие пакеты акций принадлежат правительству и коммерческим банкам, 10% из
акции КАМАЗа принадлежат DAIMLER AG (Mercedes).
Группа компаний «КАМАЗ» включает 96 предприятий.
В ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек.
Производство
ОАО «КАМАЗ» производит широкий ассортимент грузовых автомобилей, прицепов, автобусов, тракторов, двигателей, силовых агрегатов и различных инструментов.
В группу технологического цикла входят 13 основных ассоциированных компаний.12 из них расположены в Набережных Челнах, Республика Татарстан.
Среднегодовая выработка дочерних и зависимых обществ:
- 60 тысяч грузовиков
- 60 тысяч энергоблоков
- 1,5 тысячи автобусов
Качество
Система качества продукции ОАО «КАМАЗ» соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001—2000 и одобрена органом по сертификации систем управления — Российским регистром.
Экспорт
Около 20% грузовых автомобилей КАМАЗ экспортируется в более чем 20 стран мира, включая Латинскую Америку, Восточную Европу, страны СНГ, Ближний Восток, Африку и Азию.
С декабря 2002 года ОАО «КАМАЗ» является официальным поставщиком ООН (рег. № 20081).
,