Система контроля давления в шинах как работает: Система контроля давления в шинах TPMS: устройство и принцип работы

Содержание

Система контроля давления в шинах TPMS: устройство и принцип работы

Поддержание оптимального давления в шинах отражается на сцеплении с дорожной поверхностью, расходе топлива, управляемости и безопасности движения автомобиля в целом. Большинство водителей для проверки используют обычный манометр, но прогресс не стоит на месте и в современных автомобилях активно внедряется электронная система контроля давления в шинах TPMS. Например, в европейских странах и США она обязательна для всех транспортных средств. В России наличие системы TPMS стало обязательным требованиям при сертификации новых типов ТС с 2016 года.

Что такое система TPMS

Система контроля давления в шинах TPMS (Tire Pressure Monitor System) относится к активной безопасности автомобиля. Как и многие другие инновации она пришла из военной отрасли. Главная её задача – отслеживать давление в шинах и подавать сигнал предупреждения водителю при падении ниже порогового значения. Кажется, что давление в шинах не самый важный параметр в автомобиле, но это не так. В первую очередь – это безопасность вождения. К примеру, если давление в шинах с каждой стороны осей разное, то автомобиль будет уводить в сторону. В базовых комплектациях TPMS начала появляться с 2000 года. Также есть автономные системы мониторинга, которые можно купить и установить отдельно.

Виды систем контроля давления в шинах

Принципиально системы можно разделить на два вида: с прямым (direct) и косвенным (indirect) измерением.

Система косвенного измерения

Это система считается самой простой по принципу действия и реализуется при помощи ABS. Она в движении определяет радиус колеса и расстояние, которое оно проходит за один оборот. Датчики ABS сравнивают показатели от каждого колеса. Если есть изменения, то подается сигнал на приборную панель автомобиля. Идея заключается в том, что радиус и пройденное расстояние спущенного колеса будет отличаться от эталонного.

Плюсом такого типа TPMS является отсутствие дополнительных элементов и приемлемая стоимость. Также в сервисе можно настроить начальные параметры давления, от которого будут измеряться отклонения. Минусом являются ограниченные функции. Нельзя измерить давление до начала движения, температуру. Отклонение от реальных данных может составлять около 30%.

Система прямого измерения

Данный тип TPMS наиболее актуальный и точный. Давление в каждой шине измеряется специальным датчиком.

В стандартный набор системы входят:

  • датчики давления в шинах;
  • приемник сигнала или антенна;
  • блок управления.

Датчики передают сигнал о температуре и состоянии давления в шинах. Приемная антенна передает сигнал в блок управления. Приемники устанавливаются в колесных арках автомобиля, на каждое колесо свой.

Работа системы TPMS с приемниками и без них

Существуют системы, в которых отсутствуют приемники сигнала и колесные датчики связываются непосредственно с блоком управления. В таких системах датчики необходимо “прописывать” в блок, чтобы он понимал в каком колесе появилась проблема.

Информация для водителя может выводиться разными способами. В более дешевых вариантах вместо дисплея загорается индикатор, сигнализирующий о неполадках. Как правило, он не указывает в каком именно колесе проблема. В случае вывода данных на дисплей можно получать информацию о температуре и давлении для каждого колеса отдельно.

Дисплей TPMS на панели приборов

Датчики давления и их разновидности

Ключевыми компонентами системы являются датчики. Это сложные устройства. В их состав входят: передающая антенна, аккумулятор, сам датчик давления и температуры. Такое устройство контролеров у более продвинутых систем, но есть и проще.

Колесный датчик давления (внутренний)

По своему устройству и способу монтажа различают датчики:

  • механические;
  • внешние;
  • внутренние.

Механические датчики самые простые и стоят недорого. Они вкручиваются вместо колпачка. Давление в шинах смещает колпачок на определенный уровень. Зеленый цвет внешнего клапана показывает нормальное давление, желтый – требуется подкачка, красный – низкий уровень. Такие датчики не показывают точных цифр, также их часто просто скручивают. Давление по ним в движении определить невозможно. Сделать это можно только визуально.

Внешний датчик давления

Внешние электронные датчики также накручиваются на вентиль, но передают непрерывный сигнал с определенной частотой о состоянии давления на дисплей, индикатор или смартфон. Их недостатком является подверженность к механическим повреждениям во время движения и доступность для воришек.

Внутренние электронные датчики давления устанавливаются внутри диска и совмещены с колесными вентилями. Вся электронная начинка, антенна и батарея прячутся внутри колеса. С внешней стороны накручивается обычный вентиль. Минусом является сложность монтажа. Для их установки нужно бортировать каждое колесо. Ресурса аккумулятора датчика как внутреннего, так и внешнего, обычно хватает на 7-10 лет. После нужно произвести замену.

Если у вас установлены датчики давления в колесах – обязательно предупредите об этом мастера шиномонтажа. В большинстве случаев их срезают при замене резины.

Преимущества и недостатки системы

Можно выделить следующие преимущества:

  1. Повышение уровня безопасности. Это один из главных и важных преимуществ системы. С помощью TPMS водитель может вовремя установить неисправность в давлении, тем самым предупредить возможные поломки и ДТП.
  1. Экономия. На установку системы потребуются какие-то средства, но в перспективе они окупятся. Оптимальное давление поможет рационально расходовать топливо. Также увеличивается срок службы шин.

В зависимости от вида системы, у неё есть и определенные минусы:

  1. Подверженность к хищению. Если внутренние датчики украсть невозможно, то внешние скручивают часто. Внимание несознательных граждан также может привлечь дополнительный дисплей в салоне.
  2. Сбои в работе и неисправности. Автомобили, прибывшие из Европы и США, часто поставляются с демонтированными колесами для экономии пространства. При установке колес может потребоваться калибровка датчиков. Сделать это можно, но могут потребоваться определенные знания. Наружные датчики подвержены воздействию внешней среды и механическим повреждениям, что может привести к их поломке.
  3. Лишний дисплей (при самостоятельной установке). Как правило, дорогие машины изначально оборудованы системой контроля давления. Вся информация удобно выводится на экран бортового компьютера. Установленные самостоятельно системы имеют отдельный дисплей, который смотрится чужеродно в салоне. В качестве альтернативного в

Датчики давления в шинах — какие выбрать — журнал За рулем

Давление в шинах многие проверяют два раза в год во время сезонной смены шин. Причем многие верят на слово работнику шиномонтажа: если он сказал, что все в порядке, то владелец машины забывает о проблеме еще на полгода. Между тем неправильное давление в шинах может быть опасно.

Чем опасно неправильное давление в шинах?

Материалы по теме

Недостаточно накачанные шины испытывают увеличенную нагрузку на боковины. Это негативным образом влияет на целый ряд показателей автомобиля:

  • ухудшается управляемость;

  • растет тормозной путь;

  • увеличивается расход топлива;

  • повышенное внутреннее трение вызывает нагрев, что ведет к ускоренному разрушению шины (трещины, расслоение, разрыв).

В свою очередь, сильно перекачивать шины также вредно по ряду причин. Такие шины:

  • легче повредить как выступами, так и впадинами на дороге;

  • увеличивают тормозной путь из-за уменьшения площади пятна контакта с дорогой;

  • делают автомобиль жестким и малокомфортным при движении.

При этом и недостаточное, и избыточное давление приводит к неравномерному износу протектора, что снижает срок службы шины.

Какое давление в шинах правильное?

Указанное производителем на стойке водительской двери или на внутренней стороне лючка бензобака оптимальное давление в колесах актуально для холодных шин. Понятие «холодные» говорит о том, что проверять давление рекомендуется на постоявшем несколько часов автомобиле.

Как появились системы контроля давления в шинах?

Подобные системы появилась на военной технике вместе с возможностью подкачки шин. В кабине стоял стрелочный манометр, по которому контролировалось давление в системе, и тут же был расположен кран, позволяющий снизить давление в шинах для повышения проходимости, подкачать их на твердых покрытиях, а также обеспечить непрерывную подачу воздуха в систему при повреждении шины пулями или осколками.

Армейские грузовики первыми в истории обрели систему контроля за давлением в шинах.

Армейские грузовики первыми в истории обрели систему контроля за давлением в шинах.

Штатные системы

Избежать неприятностей, которые могут возникнуть даже от кратковременного движения на спущенном колесе, помогают системы контроля давления в шинах. В инструкциях по эксплуатации, прилагаемых к автомобилям, такое устройство называют TPMS (Tires Pressure Monitoring System). У истоков применения таких систем стояли американские фирмы. Автопроизводители начали применять TPMS на серийных автомобилях еще в конце 90-х годов прошлого века. А с 2008 года контроль давления в шинах стал обязательным для всех продаваемых на внутреннем рынке США легковушек и пикапов. Такие системы контроля за давлением (часто и температурой) получают все более широкое распространение и в нашей стране. Иногда в качестве опции.

На современных автомобилях ценой от миллиона можно встретить штатные датчики давления в шинах.

На современных автомобилях ценой от миллиона можно встретить штатные датчики давления в шинах.

Материалы по теме

Самой простой по конструкции является система косвенного измерения давления, вообще не требующая никаких дополнительных блоков. Она представляет собой дополнительную программу, зашитую в блок управления ABS. Работа системы основана на том, что у спущенного колеса становится меньше радиус качения и, соответственно, такое колесо проходит за один оборот меньшее расстояние, чем исправное колесо. Датчики частоты вращения колес ABS определяют расстояние, проходимое каждой шиной за один оборот. Сигналы датчиков сравниваются в блоке ABS с контрольными параметрами. При расхождении значений загорается индикатор или появляется текстовое сообщение на панели приборов и звучит предупреждающий сигнал. В такой системе всегда предусмотрена калибровка. Вручную осуществляется адаптация к давлению воздуха в шинах в случае их замены или проведения каких-либо ремонтных работ с ходовой частью.

Нештатные устройства

Существуют и нештатные системы контроля давления в шинах. Вначале рассмотрим таковые с датчиками, непосредственно измеряющими давление внутри шины и передающие по радиоканалу сигналы на приемное устройство, обычно совмещенное с индикаторным дисплеем. Такие датчики обязательно снабжаются источниками энергии в виде малогабаритных батарей, но могут значительно различаться по исполнению. Когда-то датчики устанавливали прямо в центральной канавке колесного диска с помощью ленты, проходящей по канавке. Подобная конструкция уже устарела, и сегодня гораздо чаще используются датчики, закрепленные на внутренней стороне колесного вентиля.

Датчики системы контроля за давлением в шинах, совмещенные с колесными вентилями. Такие весят до 50 г.

Датчики системы контроля за давлением в шинах, совмещенные с колесными вентилями. Такие весят до 50 г.

Для монтажа такого датчика на автомобиль нужно разбортировать колесо, извлечь штатный вентиль и на его место установить датчик. Затем — монтаж покрышки, балансировка и установка дисплея.

В состав системы контроля давления в шинах, предназначенной для легковых автомобилей, включены четыре датчика и приемник с дисплеем. Все датчики имеют собственные батарейки, обеспечивающие непрерывную работу в течение трех-пяти лет (информация сбрасывается на приемник короткими импульсами раз в минуту, а то и реже). Общение с приемником осуществляется по радиоканалу, «прописка» датчика на определенном колесе — автоматически либо вручную.

Обычно масса датчика не превышает 20г.

Обычно масса датчика не превышает 20г.

Материалы по теме

Весьма важен вес самих датчиков. От этого зависит, не придется ли приклеивать с противоположной стороны «гантелю», чтобы отбалансировать колесо. Также надо учесть, что при движении покрышка нагревается, что приводит к росту давления, поэтому многие датчики определяют и температуру воздуха в шине. При расчете показываемых на экране величин приемник учитывает поправку на температуру. Еще система способна отличить очень медленное, естественное снижение давления от быстрой утечки воздуха в результате прокола.

В продаже есть и другие датчики давления воздуха в шинах, которые наворачиваются на резьбу вентилей снаружи ко

как работает, что такое TPMS, где стоят, как установить датчики давления в шинах,

Безопасная эксплуатация автомобиля требует обязательного соблюдения целого ряда правил и требований. Одно из них — контроль давления в шинах. Если раньше было достаточно «попинать» колёса, то сейчас такого уже зачастую недостаточно. Связано это с обеспечением безопасности при движении. Заметным стало влияние состояния шин на поведение автомобиля — скорости значительно выросли. Поэтому всё чаще автомобили стали оснащать датчиками давления в шинах.

Какая между ними связь

При равномерном прямолинейном движении машины все просто прекрасно, элементы и узлы автомобиля работают согласованно, нет никаких дополнительных воздействий извне. Однако картина выглядит совсем по-другому, когда приходится выполнять какой-то маневр, например — поворот. Как видно из рисунка ниже, каждое колесо при этом движется по своей траектории.

А значит, нагрузка на каждом из них будет разная. Элементы конструкции автомобиля компенсируют этот разброс, например дифференциал позволяет колесам вращаться с разной скоростью. Но считается, что размеры всех колес одинаковые. А зачастую это не всегда так. Давление в шинах автомобиля может быть разным, вследствие чего размер колес, пусть незначительно, но будет отличаться, что приведет к изменению сил, действующих на каждое из них.

Следствием этого станет возникновение дополнительных сил, влияющих на устойчивость автомобиля, что сказывается на его поведении. А кроме того, возникает еще один немаловажный аспект — экономичность эксплуатации автомобиля и надежность самих шин. На рисунке ниже показано, как недостаточное или избыточное давление сказывается на их ресурсе.

Кроме того, надо отметить, что вследствие изменения давления меняются сцепные характеристики колеса и дороги.

Как со всем этим бороться

Способ один — постоянный контроль состояния шин. Как проверить их состояние во время движения? Обеспечивает это датчик давления в шинах. Конечно, можно и так, как делали раньше — либо во время остановок визуально оценить, как накачаны шины, либо использовать манометр. Но сейчас у многих автопроизводителей для этих целей применяется система TPMS — Tires Pressure Monitoring System, или система контроля давления в шинах.

Возможны варианты

Наверное, имеет смысл рассмотреть различные системы контроля давления. Их можно разделить на:

  • механические;
  • электронные.

Электронные системы в свою очередь бывают:

  • косвенные, осуществляющие контроль давления в шинах благодаря измерению сопутствующих параметров;
  • прямого измерения, непосредственно контролирующего, как меняется давление при движении.

В свою очередь системы прямого измерения делятся на:

  • внутренние, когда датчики размещаются внутри колеса;
  • внешние, установить которые можно снаружи на вентиль.

Во всех перечисленных случаях, кроме механических систем, речь идет непосредственно о датчиках и связанных с ними блоках электроники и передачи данных. Более подробно этого мы коснемся немного позже, рассматривая датчики давления в шинах. Обычно система отображения информации (монитор) располагается в салоне.

Механические системы контроля давления воздуха

По сути дела, это миниатюрные манометры, рассчитанные на измерение давления в определенном диапазоне. Внешний вид подобных датчиков приведен ниже.

Устанавливая на вентиль колпачки-манометры, можно оперативно определить давление в шинах. Они прочно держатся и во время движения, а цвет индикатора свидетельствует о текущем состоянии колеса. Однако при всей дешевизне и простоте датчиков-колпачков, им присущи очень серьезные недостатки:

  • Подобный датчик давления в шинах позволяет узнать (оценить) их техническое состояние только во время стоянки. То есть он ничем практически не отличается от обычного манометра, даже можно сказать, что представляет собой его упрощенную версию, так как контролирует давление в достаточно узком диапазоне.
  • Такие колпачки рассчитаны на определенное давление, так что под ваш автомобиль придется искать необходимую модель.

Несомненным достоинством данной системы является простота ее использования, а также возможность самостоятельной установки на автомобиль без каких-либо дополнительных проблем.

Про косвенные системы контроля давления

Данных систем необходимо коснуться из соображений описания всех имеющихся вариантов измерения. Они никак не связаны с датчиками давления. По сути дела, это просто расширение функций ABS. Исходная предпосылка такова — при проколе колеса начинается утечка воздуха, его диаметр уменьшается, скорость вращения увеличивается. Это отклонение от стандартного значения фиксируется электроникой, и выдается сигнал о недостаточном давлении.

Другой подход связан с контролем температуры шины, в шине при проколе увеличивается площадь контакта с дорогой. Это вызывает ее дополнительный нагрев, отклонение значения температуры от установленного значения позволяет сделать вывод о проколе колеса и снижении давления.

Как видно, датчик контроля давления в шинах при косвенных методах измерения вообще не используется, следствием чего будет повышенная погрешность в оценке текущего состояния колеса. Тем не менее, подобные методы применяются достаточно давно и успешно справляются с задачей контроля состояния шин. Несомненным достоинством метода является его простота, а вот недостатком, как уже отмечалось, повышенная погрешность.

Прямое измерение давления в шинах

TPMS система контроля давления в шинах основана именно на таком подходе — непосредственном инструментальном контроле требуемого параметра. Устройство подобных изделий однотипно, их комплектность обычно следующая:

  • датчик давления воздуха в шинах TPMS;
  • блок электроники;
  • устройство беспроводной передачи и приема данных;
  • монитор, отображающий результаты измерения давления в шинах.

Конструктивно подобные системы бывают внутренними и внешними.

Внешние системы TPMS

Датчик TPMS, да и сама система контроля давления в шинах, не является обязательной опцией для большинства автомобилей. Как правило, подобными устройствами комплектуются авто класса люкс, хотя такие изделия стали появляться на более дешевых машинах. Как мы уже убедились ранее, контроль состояния колес надо вести постоянно или, как минимум, перед каждой поездкой.

С подобной проблемой можно справиться, используя внешние, универсальные системы контроля давления. Они могут применяться на машине любого класса, не требуя при этом каких-то серьезных переделок в автомобиле. Рассмотрим, что собой представляют подобные устройства на примере FOBO Tire. Как выглядит такая система, показано на фото ниже.

Комплект поставки состоит из четырех датчиков и центрального блока. Рисунок на нем напоминает стилизованное изображение авто с колесами (вид сверху), если с каким-то из них возникают проблемы, оно будет подсвечиваться. Работает такая система достаточно просто. Колпачки, которые являются датчиками давления, устанавливаются (накручиваются) на вентили, как это показано ниже.

Да, размер датчиков великоват, но держатся они на колесе устойчиво, движению не мешают. Центральный блок можно разместить в салоне автомобиля в любом удобном месте. С датчиков давления (колпачков) радиосигнал поступает на центральный блок. Границы изменения давления можно задать при первоначальной калибровке, так что в случае выхода измеренного значения за установленные границы, водителю станет об этом известно.

Последним достижением в области контроля стала возможность непосредственного подключения датчиков к смартфону, что позволяет с помощью специального приложения мгновенно оценить величину давления в шинах. Дополнительно при этом будет отображаться заряд батареек датчиков, а также температура шин. Заряда обычно хватает на два года работы, по истечении срока батарейки надо менять.

Необходимо отметить, что для предотвращения хищений при монтаже датчиков используется специальная контргайка. Кроме того, каждый датчик закреплен (прописан) за определенным комплектом в блоке электроники, благодаря чему при хищении его нельзя будет использовать в любом другом устройстве. Такие датчики на автомобиль могут быть установлены самостоятельно.

Настройка всей системы также выполняется достаточно просто. Первоначально надо скачать специальное приложение на смартфон. После того, как датчики установлены, со смартфоном надо обойти их все, тем самым они будут зарегистрированы в приложении.

Рассмотренный выше вариант системы контроля не единственный. Есть устройства, использующие при работе те же принципы, но выполненные по-другому. В частности, информация с датчиков будет отображаться на специальном мониторе, который через прикуриватель подключается к бортовой сети автомобиля. Пример такой системы показан ниже.

Как видно из приведенного фото, каждый датчик ставится на своё строго определенное место (вперед право, вперед лево, сзади лево, сзади право).

Внутренние системы контроля давления

Описывать, как работает подобная система, наверное, не требуется. Все просто и понятно, достаточно посмотреть на приведенную ниже картинку

Сами датчики располагаются в колесах, вентиль служит передающей антенной, с нее сигнал поступает на блок электроники, размещаемый в салоне. Он может располагаться отдельно, подключаться через прикуриватель, или у люксовых автомобилей индикация выведена на панель приборов.

Внешний вид датчика показан на фото ниже.

Конструктивное исполнение, а также способ крепления приведены на следующем рисунке. В корпусе датчика располагается измерительный элемент, а также вся электроника вместе с радиопередатчиком. Как уже отмечалось, антенной служит вентиль. Информация со всех датчиков по радиоканалу передается в блок управления. Там сравниваются полученные значения со стандартными, хранящимися в памяти. Если будет зафиксировано отклонение, то выдается сообщение на индикацию.

Расположение датчика на колесе показано на фото.

Про установку датчиков системы контроля давления

Выше мы рассмотрели, что такое датчики контроля давления в шинах. При достаточно большом разнообразии подобных систем, возможна их установка самостоятельно. Как это можно сделать, показано на фото ниже:

Обычно датчики приобретаются отдельными наборами, так что надо следовать всем рекомендациям прилагаемой инструкции. Сразу стоит отметить, что установить на диск датчики — не самая сложная часть предстоящей работы. Главная проблема — как их активировать и прописать, но этого мы коснемся немного позже. Так что лучше сразу обратиться в шиномонтаж. Но не в первый попавшийся, а занимаюшийся системами TPMS. Кстати, при обращении в обычные шиномонтажки стоит предупредить мастеров, что в колесах стоят датчики давления, так что с ними надо обращаться осторожно. В противном случае, когда меняется покрышка, существует высокая вероятность повреждения дорогостоящего устройства.

Видео установки датчиков давления

Активация датчиков давления

Это, пожалуй, одна из основных трудностей, связанных с использованием подобных устройств. Когда машины поставляют с родными шинами с завода, у которых уже установлено производителем все необходимое, нет никаких проблем. Все, что нужно, сделано на заводе. Но если кто-то поставил датчики дополнительно своими силами, то могут возникнуть вопросы.

Или в ходе эксплуатации прошла замена резины, с летней на зимнюю, или наоборот. А может быть, поменял колесо на запаску, разные случаются ситуации. Тогда датчики необходимо прописать в блоке управления, указав идентификационный номер и месторасположение. В некоторых случаях это выполняется автоматически, в ряде систем можно воспользоваться смартфоном. Но зачастую процедура является достаточно сложной и требует применения специальных приборов. Так что лучше всего сразу обратиться в специализированные сервисы, в этом случае у самого будет меньше проблем.

Заключение

Датчики давления в шинах повышают безопасность движения. Они позволяют в процессе езды непосредственно контролировать давление в колесах, а при его снижении своевременно принять меры. Благодаря этому будет оперативно выявлен прокол в резине и проведена замена поврежденного колеса.

Видео о привязке и прописке датчиков для различных систем

Хорошая реклама

 

Система контроля давления в шинах TPMS: инструкция для легкового автомобиля

Принципиально система контроля давления в шинах – это конструкция, выполняющая в режиме реального времени мониторинг состояния колес автомобиля. Умный прибор определяет, что с правильностью накачки покрышек есть проблемы и передает информацию водителю.


Изначально технология использовалась исключительно на военной технике. Но в начале 21 века, разработка перекочевала в гражданские машины. В 2020 году ярким примером машин, где внедрена подобная конструкция измерения являются:

  • Jansite Smart Car;
  • Hyundai Creta;
  • Hyundai Солярис.

Наиболее удачно система реализована в Хендай Крета. Тонкая настройка сенсоров позволяет определить даже несущественные колебания давления.


В современных автомобилях конструкция необходима по нескольким причинам.
  1. Экономия горючего. Правильно накачанные покрышки способны минимизировать сопротивление качению, что снижает потребление топлива.
  2. Безопасность дорожного движения. В некоторых ситуациях неправильное давление ухудшает управляемость автомобиля.
  3. Износ резины. Все покрышки при неправильном давлении изнашиваются на 30-35% быстрее, относительно эталонных показателей.

Устройство контроля давления в шинах


Состоянием на 2020 год существует два вида систем мониторинга.

  1. При помощи ABS модуля. Такая конструкция измеряет частоту вращения колес машины. Если в одной шине падает давление – она теряет диаметр и вращается быстрее остальных. Сенсор считывает показатель и передает его на ЭБУ. Недостатком подобной установки является запоздание реакции. Для подачи сигнала необходимо спустить давление на 25% от номинала. Также сенсоры не покажут проблему, если спускает одновременно два колеса на одной оси.
  2. Замер встроенными датчиками давления. Подобная установка применяется на машинах КИА Оптима и Соренто Прайм. В документах разработка указывается под кодировкой TPMS. Принцип действия основан на радио блоке монтируемом в полости шины на сосок. Прибор считывает фактическое давление и передает данные на радиоприемник. Далее сигнал выходит на ЭБУ, где сравнивается с эталонным показателем. В случае наличия разницы, на приборной доске загорается соответствующий индикатор.

Как работает система контроля давления в шинах TPMS

Принцип работы TPMS основан на радиопередаче сигнала в специальный блок. В большинстве современных машин, схема прибора централизованная – встроенная заводом. В таком случае устройство работает максимально точно. Для примера можно взять такие машины:

  • Mazda CX 5;
  • Volkswagen Golf 7;
  • Шкода Рапид;
  • Мазда СХ7.


Схематически принцип действия TPMS можно раскрыть так.

  1. Датчик внутри колеса реагирует на установленное давление к примеру 2,5 Ат.
  2. При снижении показателя ниже заданной точки, сенсор передает сигнал на приемник.
  3. Блок TPMS считывает информацию и сравнивает ее с эталонным значением в режиме реального времени.
  4. Далее на специальное табло (преимущественно модели Фольксваген) или индикатор (КИА, Мазда) передается информация для водителя – требуется регулировка давления.

Некоторые автолюбители устанавливают сигнализаторы отдельно. Устройство подходит под все машины без исключения. Однако разница в устройстве есть. К примеру, для машин ВАЗ 2101/07 или ЗИЛ 131 актуально использование систем, монтируемых на внешнюю сторону ниппеля. Это аргументируется наличием камеры внутри покрышки – на такие колеса поставить внутренний сигнализатор невозможно.

Для бескамерок наиболее популярным в 2015-2018 годах был прибор Arena TPMS TP-310.



Эта простая конструкция разделена на две составляющие.
  1. Компьютер, выполненный в форм-факторе смартфона.
  2. Встраиваемые датчики.

Принцип действия аналогичен заводским моделям, с отличием, что модификация программируется пользователем самостоятельно. Также здесь присутствует встроенная система регулирования температуры внутри шин.

Во время работы, прибор устанавливается в салоне машины и показывает текущую информацию о состоянии колес.

Блок управления системы контроля давления в покрышках

Блок управления системы контроля в заводском виде представляет собой отдельный модуль или часть программного обеспечения бортового компьютера. В моделях, где используется система контроля RKA (VOLKSWAGEN Passat b7/Tiguan, Пежо 308) ПО забивается в блок ABS и деталь контролирует шины по частоте вращения. К слову на новых версиях Фольксваген Тигуан уже ушли от этой конструкции и используют встроенную систему нового поколения, аналогичную LR Discovery Sport. Косвенной причиной отказа стали частые сбои прибора. БК выдает ошибку 01325, сбросить которую проблематично.


В качестве примера БУ устройств, монтируемых отдельно, можно взять блок модели RTM 400. Аппарат содержится в одном корпусе и представляет собой полностью независимую систему измерения температуры и давления внутри колес. Внешние сенсоры накручиваются на соски, оборудованы радиопередатчиками.

Система контроля давления в шинах прямого измерения

Подразумевает установку активных датчиков непосредственно на колесо или внутрь полости покрышки. При этом на каждой стороне бампера устанавливаются дополнительные антенны и общий ресивер, передающий сигнал непосредственно на ЭБУ.

Подобные установки часто используются на автомобилях типа Лада Веста Кросс, Рено Дастер (после рестайлинга), Тойота Камри, семействе новых машин от VW. На более старых поколениях автоконцерна VAG и прочих (2000-2010 г.г.) преимущественно применялась пассивная версия установки, где в ход пускался блок ABS.

Среди продукции, монтируемой отдельно, особой популярностью пользуются разновидности TPMS таких типов:

  • 401 RITMIX RTM-401;
  • TPMS Вымпел T80-TS02/01.

Обе версии зарекомендовали себя с наилучшей стороны, и активно покупаются по территории стран СНГ.

Система косвенного контроля


Конструкция косвенного измерения не требует установки дополнительного оборудования на покрышку или внутрь колеса. Суть принципа лежит в считывании количества оборотов колеса датчиками ABS.

Во время прокола покрышки, сенсоры реагируют на уменьшение диаметра (сдутое колесо начинает вращаться быстрее относительно целого). Следом происходит передача импульса на ЭБУ, где происходит активация индикаторного диода или дисплея.

Наиболее популярные автомобили с подобной конструкцией:

  • VW Туарег, Джетта 6;
  • Skoda Octavia 7.


К минусам конструкции относится низкая точность (прибор не покажет плавное падение давления или пробой двух колес на оси). Также при смене покрышек требуется калибровка.

Контроль давления в шинах дистанционный беспроводной

Беспроводная система мониторинга в 2020 году используется в 80% автомобилей. По сути эта разновидность и является TPMS активного типа, когда сенсоры передают показания через радиоканал или Bluetooth.

Система контроля давления в колесах для легкового автомобиля

Принципиального отличия в конструкции TPMS для легковых и грузовых автомобилей нет. Единственным важным фактором выступает допустимое давление – на легковушки и кроссоверы типа Киа Рио Х Лайн, КИА Сид, Шкода Октавия А7 или Фольксваген Поло Седан монтируют внутренние датчики, рассчитанные под показатель не более 3 Ат. Если давление превышает допустимое значение – возможно повреждение сенсора.

В качестве доп. опции на легковую машину можно рассмотреть модель Tuao TY03.

Девайс оборудован внешними измерителями, что облегчает процесс монтажа и обслуживания. Благодаря широкому спектру настроек допускается установка практически на любую машину.

TPMS— система мониторинга давления в шинах: инструкция по применению

В некоторых машинах конструкция мониторинга через ABS установлена по умолчанию. К примеру Шкода Кодиак, Форд Фокус 3, Ауди А5, КИА Спортейдж 4, Mercedes S Class. Однако в машинах, где подобная функция не установлена, ее можно активировать. Для этого необходимо выполнить такие действия (на примере VW GOLF 5).

  1. Приобрести кнопку активации, фишку подключения, провода, контактные разъемы для блока АБС.
  2. Демонтировать накладку рычага КПП.
  3. На удобной панели разместить саму клавишу активации.
  4. Провести проводку в моторный отсек к соответствующему разъему.
  5. Вынуть фишку АБС блока из гнезда.
  6. И подключить кнопку к соответствующей клемме.
  7. После выполнения механики потребуется диагностический разъем соответствующей модели.
  8. На бортовом компьютере найти блок ABS, кодирование, и из выданной цифры отнять 16384+код автомобиля с установленной системой (на каждой модели свой).
  9. После выполнения манипуляций при движении авто, установленная клавиша должна сработать.
  10. При скорости более 30 км/ч нажать на кнопку активации. После этого система выдаст писк, и моргнет соответствующим диодом на приборной панели – это значит блок активируется. Спустя 2-3 мин. Система контроля переходит в рабочее положение.

В качестве упрощенной системы можно использовать прибор Ritmix RTM 501. Его устанавливают как стандартную систему TPMS. Также для активации потребуется подключить его к специальному разъему на бортовой сети, через ABS ничего монтировать не нужно.


Внутри коробки присутствует инструкция на русском языке и все необходимые детали. Особо примечательным является то, что конструкция предполагает передачу сигнала на смартфон посредством специального приложения.

Установка контроля давления в шинах

Процесс установки системы сложен технически. Если монтируется установка TPMS – монтаж необходимо выполнять в мастерской на профессиональном оборудовании. В противном случае возможно нарушение процедуры со всеми вытекающими.

Принципиально схему подключения можно рассмотреть на примере Discovery Sport.

  1. Внутрь колес устанавливаются мониторы (датчики).
  2. Далее в бортовую проводку монтируется блок TPMS.
  3. Последним этапом выступает программирование ЭБУ с внесением поправок в ОС.

Отключение системы

На большинстве автомобилей, где система мониторинга установлена с завода, отключить датчики невозможно (пример Хёндай Крета 2018 и более старых годов). Такая процедура не предусмотрена специально, для повышения безопасности дорожной обстановки.

Неисправность системы контроля давления в шинах

Даже на флагманских автомобилях типа Range Rover или Мерседес случаются ситуации, когда система мониторинга покрышек отказывает или работает неправильно. Среди основных поломок выделяются такие:

  1. Разрушение или отказ одного из датчиков внутри колеса. Часто становится последствием ударов или езды на пустых шинах. Также при перебортировке колес, мастера могут перепутать их местами, что также вызывает неполадки системы.
  2. Сели батарейки и сенсоры отключились. Внутренние и внешние блоки на колесах работают от батарейки. Когда элемент изнашивается, главный модуль выдает ошибку или неверно показывает давление.
  3. Сбой программного обеспечения. Это самая сложная проблема, требующая вмешательства квалифицированных мастеров.

Устранить простые поломки можно и своими руками. При отказе одного из датчиков, достаточно его заменить или поменять батарейку. Также система может «капризничать» в зимние периоды по причине остывания шин, что ведет к потере давления. В таком случае достаточно подкачать колеса.

Если поломка более сложного характера (слетела прошивка, «глючит» центральная консоль) для ремонта понадобится помощь специализированного оборудования и толковых мастеров.

Отзывы

Максим.

Езжу на VW Туарег. Система помогает контролировать давление в колесах, что неоднократно спасало на шоссе. В целом всем доволен. Единственно хотелось бы увеличить чувствительность сенсоров – если спустило меньше 0,3 КГ, все молчит.

Артем.

Купил машину с системой TPMS месяц назад. Кто знает, как отключить эту причуду? Датчики постоянно срабатывают непонятно почему. После проверки давления выясняется, что все нормально.

Датчик давления шин: принцип работы, установка

Накачанное колесо – залог безопасного передвижения по дорогам общего пользования. Некоторые автомобили снабжаются изначально на заводе специальным датчиком, позволяющим контролировать данный параметр. При отсутствии датчиков можно установить их самостоятельно.

Принцип работы датчика давления в шинах

Сегодня большинство современных автомобилей среднего ценового сегмента снабжаются специальным датчиком давления. Таковой подразумевает возможность постоянно осуществлять мониторинг количества воздуха в шинах.

Для обозначения рассматриваемой системы используется аббревиатура TPMS – Tires Pressure Monitoring System. Встроенная с завода в транспортное средство система автоматически оповещает о чрезмерно низком давлении. Рассматриваемая система может быть приобретена, впоследствии установлена отдельно. В США, ЕС и некоторых азиатских странах установка TPMS обязательна для всех без исключения ТС.

Все датчики, позволяющие контролировать уровень давления воздуха, можно разделить на две основные категории:

  • косвенные;
  • прямого.

Принцип работы таковых отличается.

Система косвенного измерения давления

Данная конструкция является наиболее просто устроенной. Потому стоимость её сравнительно невелика. Фактически она является расширением программного блока ABS. Фактически, система регистрирует не отсутствие давления, а уменьшение габаритов колеса.

При наличии прокола, выходе воздуха и покрышки диаметр его уменьшается. Соответствующая информация передается в ЭБУ, после чего сравнивается с заданными стандартными параметрами. Обнаружение несоответствия позволяет определить, в каком именно колесе присутствует прокол. Далее «загорается» сигнал о недостаточном давлении.

Ещё одна разновидность – осуществляется измерение частоты вращения колес. Подобное решение также представляет собой подпрограмму, встроенную в систему ABS. Определяется отрезок пути для каждой шины. Далее полученная информация проверяется, сравнивается с записанной в ABS. Несоответствие обозначается соответствующим сигналом.

Так как определение должного уровня давления определяется на основании полученных данных, их сравнения, то после проведения сервисных работ требуется провести калибровку. ЭБУ получает новые данные для последующего сравнения с информацией, получаемой от подсистемы ABS. Основные преимущества косвенной системы:

  • сравнительно низкая цена;
  • отсутствие дополнительных конструктивных элементов.

Имеется и существенны недостаток: низкая точность. Порог отклонения от указанного давления составляет 30%.

Система прямого измерения давления

Данная схема предполагает получение данных от каждого колеса через специальный датчик. Схема работы предполагает наличие:

  • датчик давления в шине;
  • блок управления;
  • дисплей;
  • специальная антенна.

Установка датчиков давления обычно не доставляет каких-либо затруднений. Данное устройство представляет собой обычный вентиль, он вставляется в колесо вместо штатного. Информация передается на центральный узел управления по беспроводному каналу. Устанавливается определенная периодичность. Обычно интервал равен 1 минуте.

Нужно отметить: периодически требуется замена батарейки. Обычно срок работы одного аккумулятора составляет 7-10 лет. Сам АКБ чаще всего представляет собой компактную батарейку в виде небольшой таблетки.

Важным узлом является приемная антенна. Она получает информацию от всех датчиков одновременно и передает их на блок управления. Обычно в качестве приемной антенны выступает антенна ЦЗ – центрального замка.

На дорогих автомобилях либо в максимальных комплектациях транспортных средств среднего уровня используется индивидуальная антенна для каждого датчика. Такой приемник располагается обычно в колесной арке транспортного средства. Важное преимущество подобной конструкции – это возможность контролировать давление во всех колесах индивидуально. Для сброса ошибки обычно не требуется специальное оборудование.

Основным вычислительным устройством в подобных системах является блок управления. Он получает информацию от всех без исключения датчиков. После выполняет их анализ: сравнивает полученные значения со стандартными. При несоответствии таковых выводит сообщение на панель приборов автомобиля. Стоит отметить: далеко не все системы позволяют осуществлять контроль за давлением в шине на каждом колесе.

Потребуется остановить автомобиль, проверить уровень во всех колесах, после чего устранить неисправность. Отдельные системы позволяют осуществлять вывод текстовой, а также графической информации на специальный дисплей. Это существенно упрощает диагностику колес, делает её более доступной.

Некоторые TPMS позволяют оценить уровень изменения давления, определить его интенсивность:

  • незначительное;
  • сильное;
  • внезапное.

Отдельные виды TPMS предусматривают автоматическую адаптацию: не требуется осуществлять какие-либо манипуляции с системой. В некоторых случаях при замене шин либо датчиков требуется осуществить перепрограммирование с использованием специального оборудования. Прописать нужные значения возможно и самостоятельно. Но подобное возможно далеко не на всех моделях TPMS.

Где находятся датчики давления и их основные разновидности

Не составит труда самостоятельно разобраться с тем, как работает датчик давления. Все их можно разделить на следующие основные категории:

  • механического типа;
  • электрические.

Механические представляют собой конструкцию передающую данные в аналоговой форме в специальный блок управления. После чего она преобразуется в удобную для восприятия форму. Принцип работы подобных устройств сравнительно прост. Это и является основной причиной надежности. Функционируют таковые устройства также как обычные манометры.

Визуально механические датчики представляют собой обычный колпачок от камеры – декоративного типа. Верхняя часть выполнена прозрачной, под ней находятся 3 коаксиальных цилиндра. Представляют собой слои пластика разных цветов. Цилиндр самого малого диаметра имеет желтый цвет. Располагается таковой внутри красного. Под давлением все слои легко перемещаются друг внутри друга.

Каждый цвет обозначает давление. Если оно нормальное – то цвет под колпачком зеленый. Если чуть меньше, чем нормальное – выдвигается желтый слой. При падении ниже 1.5 атм – выдавливается красный цвет.

Электронные датчики обычно устанавливаются внутрь колеса. Наиболее удобный, точный – вентиль. Предполагается монтаж вместо стандартного, установленного в шину. Разобраться где находятся датчики большого труда не составит. При необходимости можно легко разобраться? как отключить систему.

Как установить датчик давления в колеса автомобиля?

Сложность самостоятельно установки зависит от типа выбранной системы. Например, обычные механические датчики, не предполагающие передачу данных на центральный блок управления, не требуют специального оборудования, разборки колеса. Достаточно установить колпачки с встроенными «манометрами».

Электронные датчики в виде вентиля являются наиболее популярными. Обычно процесс установки включает следующие основные этапы:

  • колесо бортируется – вместо стандартных вентилей устанавливаются электронные датчики:

  • далее выполняется кодировка датчиков, их настройка:

  • в салоне осуществляется установка специального приемника – на который и передаются все данные о давлении в колесах:

Иногда возникает необходимость установки новых датчиков на место старых. В первую очередь нужно определить, где стоят компоненты системы на самом транспортном средстве. Необходимо заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами монтажа. Если должный опыт отсутствует – стоит обратиться за помощью к профессионалам. Особенно если автомобиль приобретался новый и он до сих пор на гарантии.

Использование системы контроля давления воздуха позволяет избежать серьезных неприятностей на дороге. Нередко водитель просто не замечает пробитие колеса, продолжает ехать на спущенной шине. Следствием подобного может стать лопина на шине. Что приведет к заносу и аварии.

Датчик давления в шинах позволяет постоянно осуществлять мониторинг колес. Необходимо лишь своевременно осуществлять замену батареек.

Система контроля давления в шинах

Понятие системы контроля давления в шинах

 

На английском обозначается так: TPMS, а расшифровывается: Tires Pressure Monitoring System. Система должна предупреждать о существенном изменении давления внутри шины, и предлагается обычно как дополнительная опция в автосалоне. Но, стоит добавить, что такие системы продаются и для самостоятельной установки.

 

Существует две разновидности TMPS:

 

1. Косвенного измерения давления в шинах.

 

2. Прямого измерения давления в шинах.

 

Рассмотрим подробнее каждую систему измерения давления 

 

 

Система косвенного измерения давления в шинах

 

В плане конструкции более проста, и является программой для блока АБС. Смысл ее в том, что радиус приспущенного колеса меньше чем у целого – а значит и длина его окружности тоже меньше.

Датчики АБС измеряют путь, пройденный каждым колесом, за один оборот. И при разности этих показателей хотя бы на одном из колес система оповещает водителя о потере давления в шине.

 

 

Стоит добавить, что применение такой системы в совокупности с шинами Runflat бесполезно. Все дело в том, что шины, произведенные по технологии Ранфлет, сохраняют максимально возможную высоту профиля даже при значительной потере давления из-за мощных боковин. Для шин такого типа используется система прямого измирения давления.

 

Плюсами данной системы считают низкую ее стоимость из-за простоты. А из минусов можно обозначить низкую точность, невозможность определить давление в начале поездки и большой порог допустимого отклонения от нормы для срабатывания системы.

 

Система прямого измерения давления в шинах

 

Системы такого вида измеряют давление непосредственно в каждой шине при помощи специального датчика давления, находящегося внутри шины. 

 

 

• датчик давления,

 

• температурный датчик,

 

• измеряющие и управляющие электрокомпоненты,

 

• аккумулятор (или элемент питания),

 

• индикатор на панели,

 

• антенну.

 

 

Датчик прямого измерения давления устанавливается на каждой шине и одновременно является вентилем колеса. Периодичность передаваемого датчиками сигнала составляет 60 секунд. Аккумулятор датчика держит заряд 8-10 лет. Обычно, причиной выхода из строя датчика является разряд аккумулятора. Многие «самоделкины» научились менять аккумулятор датчика давления шин, что намного продлевает его службу.

Такая система позволяет обнаруживать даже незначительные отклонения в шинном давлении.

 

Также система адаптируется к изменению параметров, например, при переобувке колес. Адаптация системы на большинстве современных авто происходит автоматически. Обычно для этого необходимо проехать определенное расстояние с определенной скоростью (для каждой машины цифры свои).

 

В общем, TMPS (система контроля давления в шинах) – очень полезная вещь, которая бесспорно помогает водителю не «проморгать» момент прокола колеса, а значит – шансы на то, что поврежденная покрышка останется целой в пути, а не изотрется об асфальт, намного возрастают.

 

Если понравилась статья ставьте лайк и делитесь в любимых соцсетях.

Рассказать друзьям:

 

 

Все новости

TPMS: Система контроля давления в шинах

Узнайте, почему TMPS является важной функцией вашего автомобиля, и научитесь его читать.

Что такое TPMS?

Система контроля давления в шинах (TMPS) — это электронная система в вашем автомобиле, которая контролирует давление воздуха в шинах и предупреждает вас, когда оно становится опасно низким.

Почему в автомобилях есть TPMS?

Чтобы помочь водителям осознать важность безопасности давления в шинах и технического обслуживания, Конгресс принял закон TREAD, который требует, чтобы большинство автомобилей, выпущенных после 2006 года, были оснащены системой TPMS.

Как работает система контроля давления в шинах?

Сегодня используются два разных типа систем: Direct TPMS и Indirect TPMS.

Direct TPMS использует датчик, установленный в колесе, для измерения давления воздуха в каждой шине. Когда давление воздуха падает на 25% ниже рекомендованного производителем уровня, датчик передает эту информацию в компьютерную систему вашего автомобиля и включает световой индикатор на приборной панели.

Indirect TPMS работает с датчиками скорости вращения колес антиблокировочной тормозной системы (ABS) вашего автомобиля.Если давление в шине низкое, она будет катиться с другой скоростью, чем другие шины. Эта информация фиксируется компьютерной системой вашего автомобиля, которая включает световой индикатор приборной панели.

Каковы преимущества TPMS?

TPMS уведомляет вас, когда давление в шинах вашего автомобиля низкое или спускается. Помогая поддерживать надлежащее давление в шинах, TPMS может повысить вашу безопасность на дороге, улучшив управляемость вашего автомобиля, уменьшив износ шин, уменьшив тормозной путь и повысив экономию топлива.

Оборудован ли мой автомобиль системой контроля давления в шинах?

Ваш автомобиль оснащен системой TPMS, если на приборной панели загорается сигнальная лампа «низкого давления в шинах», когда ключ повернут в положение «включено».

Что мне делать, если загорается индикатор предупреждения?

Проверьте давление воздуха в шинах и накачайте любую шину с низким давлением (в соответствии с рекомендациями производителя). Когда шина находится под надлежащим давлением, индикаторная лампа должна погаснуть.

При необходимости замените шину запасным и посетите местный магазин Tyres Plus для необходимого ремонта или замены.Они проверит давление в шинах вашего автомобиля и проведут системный тест на всех ваших датчиках в шинах, чтобы диагностировать проблему. Как только наши специалисты решат проблемы с шинами вашего автомобиля, они порекомендуют вам надлежащее обслуживание, чтобы вы могли безопасно вернуться на дорогу.

Почему обслуживание шин с помощью Direct TPMS стоит дороже?

Шины

, оборудованные Direct TPMS, стоят немного дороже в обслуживании, чем шины без оборудования, поскольку для надлежащего ухода требуются дополнительные детали и труд. Ремонтный комплект клапана, который включает сердечник клапана, колпачок, гайку и уплотнительное кольцо (уплотнение), необходимо всегда заменять, когда шина снимается для обслуживания или замены.Также требуется специальный инструмент TPMS и дополнительное время для проверки и сброса системы датчиков.

Преимущества

и как работает TPMS

]]]]>]]>

Основные функции системы контроля давления в шинах (TPMS) — контролировать давление в шинах и отправлять водителю информацию в реальном времени. Основная цель использования такой системы — избежать некоторых опасных ситуаций, таких как дорожно-транспортные происшествия, нестабильное состояние шин, повышенный износ шин и низкая экономия топлива. Многие водители могут задаться вопросом: как работает TPMS ? Прежде чем дать четкий ответ о работе системы, мы должны ознакомиться с некоторыми преимуществами TPMS.

Уникальные преимущества системы контроля давления в шинах

Прежде чем дать четкий ответ о работе системы на вопрос: « Как работает TPMS ?», Мы должны рассмотреть некоторые преимущества TPMS.

Утечка воздуха из шины происходит не только при проколе, но и естественным образом. Итак, если вы не проводите регулярное техническое обслуживание, ожидайте, что ваши шины, даже новые, будут протекать как минимум на 10% от первоначального давления в течение одного года. Шина будет обеспечивать надлежащее обслуживание только при правильном давлении в шине .Недокачанные шины могут создать множество проблем, а в тяжелых случаях даже сами разрушиться. Система датчика давления в шинах имеет свои уникальные преимущества. Давайте сначала кратко обсудим их:

Увеличивает срок службы шин

Срок службы шин очень важен.

Основная причина выхода из строя шин — это недостаточно накачанные шины. Такое состояние может привести к термической и механической перегрузке, что в конечном итоге приведет к поломке каркаса, разделению слоев, повреждению боковин или разрушению шины.Итак, датчик давления воздуха в шинах убережет вас от подобных аварий, отправляя данные в реальном времени.

Однако недостаточная накачка — не единственная причина внезапного отказа шин. Вышеупомянутые условия также могут возникать из-за удара по выбоинам или острым предметам во время движения по дорогам. TPMS не может обнаружить симптомы, если уровень давления сдувается из-за любого такого повреждающего инцидента.

Повышает топливную экономичность

Недокачанные шины приводят к потере огромного количества топлива.Уровень брака составляет почти 10%, что означает, что шина с меньшим накачиванием на 10% будет на 1% менее экономична. Таким образом, поддержание давления в шинах на должном уровне увеличит пробег за счет снижения расхода топлива.

Повышает экономическую эффективность

С TPMS

водители могут сэкономить много копеек в карманах. Система контроля давления в шинах сэкономит ваши деньги во многих отношениях. Это сократит дорогостоящие часы простоя и сэкономит деньги, которые вам придется потратить на ремонт поврежденных шин.

Кроме того, он также экономит деньги, сжигая меньше бензина и тем самым увеличивая расход топлива.

Повышает безопасность дорожного движения

Недокачанные шины могут вызвать непредсказуемую езду на высоких скоростях. По этой причине они могут вызвать несчастные случаи из-за внезапного отказа. Фактически, они напрямую связаны со многими травмами и смертельными исходами в год в результате дорожно-транспортных происшествий. Система TPMS непрерывно контролирует давление в шинах, чтобы водитель знал, когда пора посетить автомастерскую.

Пневматические шины обеспечивают лучшую устойчивость даже при движении на высоких скоростях. Они также обеспечивают лучшее торможение и эффективность управления. В результате вы можете рассчитывать на большую безопасность в повседневных дорожных ситуациях.

Повышает экологическую безопасность

Пневматические шины тоже экологически чистые. Если ваши шины недостаточно накачаны, они будут выделять в воздух больше окиси углерода, чем средний уровень. Таким образом, TPMS поможет снизить выбросы углекислого газа.

Таким образом, система контроля давления в шинах не только экономит ваши деньги и время, но иногда и вашу жизнь, предотвращая дорожно-транспортные происшествия.

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ:

Как работает TPMS?

Поскольку преимущества системы контроля давления в шинах различны, многие люди могут задаться вопросом: как работает TPMS?

Косвенный TPMS

Электронные мониторы сообщат вам, если есть какие-либо проблемы.

Как следует из названия, косвенная система TPMS не отвечает ни на какие датчики физического давления.В этой рабочей функции автомобили будут измерять давление воздуха, отслеживая скорость вращения колеса, а также другие сигналы за пределами шин.

Системы интерпретируют размер шины, поскольку спущенная шина, очевидно, меньше, чем шина с надлежащим накачиванием.

Однако эта система требует большого внимания со стороны автовладельцев. Водителям необходимо сбрасывать настройку косвенной системы каждый раз, когда шины накачиваются, иначе шины большего размера будут предупреждать, что шины перекачаны.И снова эта рабочая функция слишком удобна для водителей.

С помощью расширенной обработки и программирования система может собирать данные с электронных мониторов.

Прямой TPMS

Несмотря на то, что это довольно дорого, работа датчика работает очень точно.

С другой стороны, прямые TPMS нуждаются в отдельных датчиках внутри шин, чтобы передавать данные в систему, как радиосигнал. Центральный модуль управления будет получать все внутреннее давление и температуру от датчиков.После этого он анализирует информацию и находит любые проблемы с шинами, особенно с лампой низкого давления.

Чтобы правильно указать дату, водителям потребуется датчик, установленный как внутри, так и снаружи шины, что может стоить довольно дорого:

Так как датчики довольно уязвимы при ударе шины о твердые предметы или при аварии. Кроме того, в каждом устройстве есть аккумулятор с десятилетним сроком службы, их необходимо будет зарядить или заменить, чтобы они работали наилучшим образом.И последнее, но не менее важное: модулю управления потребуется заново перепрограммировать датчики, если датчик будет заменен.

Несмотря на некоторые недостатки, эта система очень точна и отлично работает с осторожными драйверами.

Комбинация косвенных и прямых TPMS отвечает на вопрос: Как работает TPMS?

Система контроля давления в шинах

: что такое TPMS и как она работает?

Все новые автомобили Lexus, продаваемые в Великобритании, оснащены системой контроля давления в шинах (TPMS), встроенной в каждое колесо — технологией активной безопасности, предназначенной для предупреждения водителя об изменении давления в шинах.

Поддержание правильного давления в шинах вашего автомобиля дает множество преимуществ:

  • Предотвращает аварии, вызванные критическим падением давления в шинах
  • Обеспечивает предсказуемую работу автомобиля
  • Экономит топливо
  • Снижает выбросы
  • Оптимизирует износ шин

Как работает TPMS?

Каждый Lexus, выпускаемый для рынка Великобритании с ноября 2012 года, оснащен системой TPMS. Все современные модели Lexus используют самый точный метод электронного контроля давления в шинах direct .Эта система является основной в данной статье, однако некоторые автомобили других производителей используют более примитивный метод непрямого , который использует существующие датчики скорости вращения колес для «измерения» давления в шинах путем определения различий в скорости вращения колес.

Direct: В этом методе используется датчик с батарейным питанием (см. Выше), встроенный в клапанный узел, для физического измерения абсолютного давления воздуха внутри самой полости шины. Данные от датчика в каждом колесе передаются по беспроводной сети в модуль управления, подключенный к центральному компьютеру автомобиля, который выдает водителю визуальное предупреждение, если какая-либо из шин теряет давление.

В модуль управления запрограммированы уникальные серийные номера клапанов в системе автомобиля. Это гарантирует, что узел TPMS в каждом колесе взаимодействует только со своим главным управляющим модулем.

Что делать, если загорается индикатор TPMS?

Желтая сигнальная лампа системы TPMS выглядит как поперечное сечение шины с восклицательным знаком внутри. Если загорается предупреждающий символ, давление воздуха по крайней мере в одной из ваших шин упало ниже минимального допустимого уровня — часто дефляция составляет около 20-25%.Это может указывать на утечку, прокол или другое повреждение.

Резкие перепады температуры окружающей среды, например, движение с заснеженной горы в теплую и защищенную долину, иногда могут привести к тому, что системы direct будут выдавать предупреждение до тех пор, пока температура не стабилизируется.

Независимо от обстоятельств, если загорается сигнальная лампа TPMS, вы должны выехать в безопасное место и визуально проверить шины. Если кажется, что какой-либо из них сдут, но не поврежден, вам следует попытаться повторно накачать их до нужного давления и сбросить TPMS (см. Подзаголовок ниже).

Если шина получила более серьезное повреждение, необходимо будет продолжить поездку на запасном колесе, провести временный ремонт с помощью комплекта для ремонта шин или вызвать службу экстренной помощи для подъема в шиномонтажный центр.

Как сбросить сигнальную лампу TPMS?

Используйте поле ниже, чтобы определить, как получить доступ к функции сброса TPMS в текущих моделях Lexus. Некоторые используют физическую кнопку, а другие — меню программного обеспечения на мультиинформационном дисплее в основной комбинации приборов.

Если первое, вам просто нужно включить зажигание, затем нажать и удерживать кнопку TPMS. Контрольная лампа мигнет пару раз, а затем погаснет, после чего система будет перезагружена. Для систем, доступ к которым осуществляется через меню программного обеспечения, инструкции по сбросу TPMS будут отображаться на мультиинформационном дисплее.

МОДЕЛЬ СБРОС ДОСТУПА МЕСТО
CT Кнопка Под панелью приборов со стороны водителя
UX Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мультиинформационном дисплее
IS Кнопка Под панелью приборов со стороны водителя
NX Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мультиинформационном дисплее
ES Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мультиинформационном дисплее
RC / RC F Кнопка Под панелью со стороны водителя
RX Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мультиинформационном дисплее
RX L Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мультиинформационном дисплее
LC Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мультиинформационном дисплее
LS Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мультиинформационном дисплее

Что должно произойти, если я заменю шины?

Состояние и функционирование клапана TPMS и датчика в сборе следует проверять при каждой замене шин.Это будет включать физический осмотр и электронную диагностику с использованием запатентованной технологии (пример устройства показан на изображении ниже).

Срок службы встроенной батареи составляет около десяти лет, и ее нельзя заменить. Электронная диагностика должна выявить исправность аккумулятора, что поможет вам решить, следует ли заменять весь блок одновременно с шиной.

Несмотря на то, что основной узел клапана является прочным, детали, подвергающиеся воздействию атмосферы, могут со временем изнашиваться.Поэтому, если уровень заряда батареи достаточен, а основной блок сохраняется, было бы разумно заменить втулки, шайбы, хомуты и сердечники (см. Изображение ниже) как само собой разумеющееся.

Повлияет ли замена колес на TPMS?

Из-за точности и сложности прямого измерения модуль управления TPMS предназначен для распознавания и взаимодействия только с одним комплектом колес одновременно. Поэтому, если вы регулярно меняете колеса (например, меняете колеса с летних на зимние), квалифицированному специалисту необходимо перепрограммировать модуль управления через порт OBD автомобиля.

Бывают случаи, когда может потребоваться проехать на колесе, не оборудованном клапаном TPMS, например, после прокола при установке запасного колеса. При таких обстоятельствах сигнальная лампа будет продолжать гореть. Система мониторинга транспортного средства или шин не будет повреждена, но транспортное средство не сможет пройти ежегодный тест MoT, если горит сигнальная лампа.

Мне все еще нужно проверять шины вручную?

Хотя система TPMS предназначена для оповещения о безопасности в случае значительного падения давления в шинах, она не заменяет ручные проверки.Каждую шину следует регулярно проверять, чтобы убедиться, что она накачана до надлежащего давления воздуха и имеет ли достаточную глубину протектора.

Подробнее: Таблица давления и размеров шин Lexus

похожие истории

Система контроля давления в шинах

(TPMS): что это такое? Как это работает?

Все новые легковые автомобили, продаваемые в Великобритании, должны быть оборудованы системой контроля давления в шинах (TPMS) для каждого колеса. TPMS — это технология активной безопасности, предназначенная для предупреждения водителя об изменении давления в шинах.

Поддержание правильного давления в шинах вашего автомобиля дает множество преимуществ:

  • Предотвращает аварии, вызванные критическим падением давления в шинах
  • Обеспечивает предсказуемую работу автомобиля
  • Экономит топливо
  • Снижает выбросы
  • Оптимизирует износ шин

Как работает TPMS?

Каждый новый или модернизированный легковой автомобиль Toyota *, выпущенный на рынок Великобритании с ноября 2012 года, оснащен системой TPMS.Большинство моделей Toyota используют прямой метод для электронного контроля давления в шинах , в то время как Aygo и Proace используют косвенный метод .

Direct: В этом методе используется датчик с батарейным питанием (см. Выше), встроенный в клапанный узел, для физического измерения абсолютного давления воздуха внутри самой полости шины. Данные от датчика в каждом колесе передаются по беспроводной сети в модуль управления, подключенный к центральному компьютеру автомобиля, который выдает водителю визуальное предупреждение, если какая-либо из шин теряет давление.

В модуль управления запрограммированы уникальные серийные номера клапанов в системе автомобиля. Это гарантирует, что узел TPMS в каждом колесе взаимодействует только со своим главным управляющим модулем.

Косвенный: В этом методе используются существующие датчики скорости вращения колес в антиблокировочной тормозной системе (АБС) для «измерения» давления в шинах путем определения различий в скорости вращения колес. Шина с меньшим давлением воздуха будет иметь меньшую окружность и, следовательно, будет вращаться с большей скоростью, чем колесо, не потерявшее давления воздуха.

Данные от датчиков скорости вращения колес передаются непосредственно в блок управления ABS, который выдает водителю визуальное предупреждение в случае обнаружения каких-либо отклонений от нормы скорости вращения колес.

Что делать, если загорается индикатор TPMS?

Желтая сигнальная лампа системы TPMS выглядит как поперечное сечение шины с восклицательным знаком внутри. Если загорается предупреждающий символ, давление воздуха по крайней мере в одной из ваших шин упало ниже минимального допустимого уровня — часто дефляция составляет около 20-25%.Это может указывать на утечку, прокол или другое повреждение.

Резкие перепады температуры окружающей среды, например, движение с заснеженной горы в теплую и защищенную долину, иногда могут привести к тому, что системы direct будут выдавать предупреждение до тех пор, пока температура не стабилизируется. Точно так же непрямые системы могут иногда ошибочно принимать неравномерный износ шин за колебания давления в шинах.

Независимо от обстоятельств, если загорается сигнальная лампа TPMS, вы должны выехать в безопасное место и визуально проверить шины.Если кажется, что какой-либо из них сдут, но не поврежден, вам следует попытаться повторно накачать их до нужного давления и сбросить TPMS (см. Подзаголовок ниже).

Если шина получила более серьезное повреждение, необходимо будет либо продолжить поездку на запасном колесе, выполнить временный ремонт с помощью комплекта для ремонта шин , либо вызвать службу экстренной помощи для подъема в шиномонтажный центр .

Как отключить сигнальную лампу TPMS?

Используйте поле ниже, чтобы определить тип TPMS, установленного в вашем автомобиле (ниже перечислены только последние версии текущих моделей).Вам также необходимо знать, доступна ли функция сброса с помощью кнопки или подменю на основном дисплее.

После того, как вы войдете в правое подменю, инструкции по сбросу TPMS будут отображаться на основном дисплее. Для тех, у кого есть физическая кнопка, вам просто нужно включить зажигание, затем нажать и удерживать кнопку TPMS. Контрольная лампа мигнет пару раз, а затем погаснет, после чего система будет перезагружена.

МОДЕЛЬ TPMS ТИП СБРОС ДОСТУПА МЕСТО
Айго Косвенный Кнопка За крышкой перчаточного ящика
Ярис Прямой Кнопка Под панелью со стороны водителя
Королла Прямой Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мульти-информационном дисплее
C-HR Прямой Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мульти-информационном дисплее
RAV4 Прямой Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мульти-информационном дисплее
Камри Прямой Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мульти-информационном дисплее
GT86 Прямой Кнопка Панель приборов нижняя со стороны водителя
GR Supra Прямой Меню программного обеспечения Меню состояния автомобиля в Supra Command
Prius Прямой Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мульти-информационном дисплее
Prius + Прямой Кнопка Под панелью со стороны водителя
Ленд Крузер Прямой Кнопка Под панелью со стороны водителя
Proace / Verso Косвенный Меню программного обеспечения Меню функций вождения на дисплее Pro-Touch
Mirai Прямой Меню программного обеспечения Меню настроек автомобиля на мульти-информационном дисплее

Что должно произойти, если я заменю шины?

Direct: Состояние и функционирование клапана TPMS и датчика в сборе следует проверять каждый раз при замене шин.Это будет включать физический осмотр и электронную диагностику с использованием запатентованной технологии (пример устройства на изображении ниже).

Срок службы встроенной батареи составляет около десяти лет, и ее нельзя заменить. Электронная диагностика должна выявить исправность аккумулятора, что поможет вам решить, следует ли заменять весь блок одновременно с шиной.

Несмотря на то, что основной узел клапана является прочным, детали, подвергающиеся воздействию атмосферы, могут со временем изнашиваться.Поэтому, если уровень заряда батареи достаточен, а основной блок сохраняется, было бы разумно заменить втулки, шайбы, хомуты и сердечники (см. Изображение ниже) как само собой разумеющееся.

Косвенный: Поскольку эта система не имеет прямого отношения к шинам, никаких дополнительных мер не требуется при условии, что шины заменяются на одинаковой основе. Тем не менее, при замене шин всегда целесообразно заменить клапаны.

Повлияет ли замена колес на TPMS?

Нет, если в вашем автомобиле есть непрямое измерение TPMS.В этом случае вы можете переключаться на зимние шины и обратно без дополнительного системного программирования.

Из-за точности и сложности прямого измерения модуль управления TPMS предназначен для распознавания и взаимодействия только с одним комплектом колес одновременно. Поэтому, если вы регулярно переключаетесь на зимние колеса и обратно, квалифицированному специалисту потребуется перепрограммировать модуль управления через порт OBD автомобиля.

Бывают случаи, когда может потребоваться проехать на колесе, не оборудованном клапаном TPMS, например, после прокола при установке запасного колеса.При таких обстоятельствах сигнальная лампа будет продолжать гореть. Система мониторинга транспортного средства или шин не будет повреждена, но транспортное средство не сможет пройти ежегодный тест MoT, если горит сигнальная лампа.

Мне все еще нужно проверять шины вручную?

Хотя система TPMS предназначена для оповещения о безопасности в случае значительного падения давления в шинах, она не заменяет ручные проверки. Каждую шину следует регулярно проверять, чтобы убедиться, что она накачана до требуемого давления воздуха и имеет ли достаточную глубину протектора .

* Hilux классифицируется как коммерческий автомобиль в Великобритании и поэтому не должен быть оснащен системой контроля давления в шинах.

Что такое TPMS? — Давление в шинах

TPMS , Система контроля давления в шинах, представляет собой электронную систему для контроля давления воздуха внутри шины.

Зачем нужна TPMS?

Чтобы помочь водителям осознать важность безопасности и технического обслуживания шин, Конгресс принял Закон TREAD , который требует, чтобы большинство автомобилей, произведенных в 2006-07 годах, и ВСЕ, произведенные впоследствии, были оборудованы системой TPMS.

Как работает TPMS?

Чтобы помочь вам принимать обоснованные решения о TPMS, важно знать, как работает каждая система — прямая и косвенная. В Direct используется датчик, расположенный в шине, который передает данные в компьютерную систему вашего автомобиля. Он измеряет давление в шинах и уведомляет водителя, когда давление падает на 25 процентов или более ниже рекомендованного производителем уровня. Непрямая система TPMS использует антиблокировочную тормозную систему (ABS) для измерения давления в шинах путем измерения разницы диаметров каждой шины.Наши опытные специалисты Firestone Complete Auto Care расскажут, какую систему использует ваш автомобиль.

Каковы преимущества TPMS?

TPMS уведомляет вас, когда давление в шинах вашего автомобиля низкое или спускается. Помогая поддерживать надлежащее давление в шинах, TPMS может повысить вашу безопасность на дороге, улучшив управляемость вашего автомобиля, уменьшив износ шин, уменьшив тормозной путь и повысив экономию топлива.

Оборудован ли ваш автомобиль системой TPMS?

Ваш автомобиль оснащен системой TPMS, если на приборной панели загорается сигнальная лампа «низкого давления в шинах», когда ключ повернут в положение «включено».

Чем могут помочь наши специалисты?

Если на вашем автомобиле загорается контрольная лампа TPMS, проблема с давлением в шинах.
Остановитесь в программе Firestone Complete Auto Care, и наши специалисты позаботятся о ваших потребностях. Они проверит давление в шинах вашего автомобиля и проведут системный тест на всех ваших датчиках в шинах, чтобы диагностировать проблему. Как только наши специалисты решат проблемы с шинами вашего автомобиля, они порекомендуют вам надлежащее обслуживание, чтобы вы снова вышли на дорогу.

Почему обслуживание шин с помощью Direct TPMS стоит дороже?

Шины, оборудованные Direct TPMS, стоят немного дороже в обслуживании, чем шины без оборудования, поскольку для надлежащего ухода требуются дополнительные детали и труд.Комплект для обслуживания клапана, который включает сердечник клапана, колпачок, гайку и уплотнительное кольцо (уплотнение), необходимо всегда заменять при демонтаже шины для обслуживания или замены. Ремонтный комплект для большинства автомобилей стоит 5-10 долларов за колесо. Также требуется специальный инструмент TPMS и дополнительное время для проверки и сброса системы датчиков. В случае необходимости замены датчиков давления,
стоимость варьируется от 50 до 250 долларов каждый в зависимости от типа автомобиля.

Найдите правильное давление в шинах

Пиктограммы на панели TPMS

Это означает, что одна или несколько ваших шин значительно недокачаны.


Это означает, что правая передняя шина значительно недокачана.

При использовании системы TPMS один из этих символов загорается на приборной панели, когда какая-либо шина недокачана на 25%.

Что такое TPMS? | Шины Bridgestone

Цель системы контроля давления в шинах (TPMS) вашего автомобиля — предупредить вас о том, что по крайней мере одна или несколько шин значительно недокачаны, что может создать небезопасные условия вождения.Индикатор низкого давления в шинах TPMS представляет собой желтый символ, который загорается на приборной панели в форме поперечного сечения шины (напоминающего подкову) с восклицательным знаком.

Этот индикатор в вашем автомобиле имеет историю. Это история, уходящая корнями в годы неопределенности в отношении надлежащего давления в шинах и множества серьезных автомобильных аварий, которых можно было бы избежать, если бы водители знали, что у них низкое давление воздуха. Даже сейчас, по оценкам, значительное количество автомобилей ежедневно выезжает на дорогу с недостаточно накачанными шинами.Однако надлежащее обслуживание шин с помощью системы TPMS может помочь предотвратить многие серьезные аварии.

До того, как этот индикатор стал обычным явлением, знать, достигло ли давление воздуха небезопасного уровня, означало выходить, приседать и использовать манометр. За некоторыми исключениями, это был единственный инструмент для проверки давления, который имелся в распоряжении обычных потребителей.

Затем, в ответ на всплеск аварий из-за недостаточно накачанных шин, правительство США приняло Закон об улучшении отзыва, отчетности и документации (TREAD).Одним из результатов этого закона является то, что большинство автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах с 2007 года, оснащены той или иной системой контроля давления в шинах.

Не все TPMS работают одинаково. Свечение индикатора низкого давления в шинах представляет собой заключительный этап в процессе непрямого или прямого TPMS.

Непрямая TPMS: что такое косвенная TPMS и как она работает?

Непрямая система TPMS обычно полагается на датчики скорости вращения колес, которые использует антиблокировочная тормозная система.Эти датчики измеряют скорость вращения каждого колеса и могут использоваться бортовыми компьютерными системами для сравнения друг с другом и с другими рабочими данными транспортного средства, такими как скорость.

На основе частоты вращения каждого колеса компьютер может определить относительный размер шин на вашем автомобиле. Когда колесо начинает вращаться быстрее, чем ожидалось, компьютер вычисляет, что шина недостаточно накачана, и соответствующим образом предупреждает водителя.

Итак, система косвенного контроля давления в шинах фактически не измеряет давление в шинах.Он не обрабатывает в электронном виде те измерения, которые вы можете увидеть с помощью манометра. Вместо этого косвенный монитор давления в шинах просто измеряет, насколько быстро ваши шины вращаются, и отправляет сигналы в компьютер, который включает световой индикатор, когда что-то во вращении кажется неправильным.

Преимущества косвенного TPMS

— Относительно недорогой по сравнению с прямым TPMS

— Требует меньше программирования / обслуживания в течение многих лет, чем прямая TPMS

— меньше общего обслуживания установки, чем его прямой аналог

Недостатки косвенного TPMS

— Может быть неточным, если вы купите шину большего или меньшего размера

— Может быть ненадежным при неравномерном износе шин

— Необходимо сбросить после надлежащего накачивания каждой шины

— Необходимо сбросить после обычной прокрутки шин

Direct TPMS: что такое Direct TPMS и как это работает?

Direct TPMS использует датчики контроля давления в каждой шине, которые контролируют определенные уровни давления, а не только данные о количестве оборотов колеса от антиблокировочной тормозной системы.

Датчики

в прямом TPMS могут даже предоставлять показания температуры шин. Система прямого контроля давления в шинах отправляет все эти данные в модуль централизованного управления, где они анализируются, интерпретируются и, если давление в шинах ниже, чем должно быть, передаются непосредственно на вашу приборную панель, где загорается индикатор. Датчик прямого давления в шинах обычно отправляет все эти данные по беспроводной сети. Каждый датчик имеет уникальный серийный номер. Таким образом система не только различает себя и системы на других транспортных средствах, но и различает показания давления для каждой отдельной шины.

Многие производители используют запатентованные технологии для этих узкоспециализированных систем, поэтому для замены TPMS, которая будет согласована и совместима с вашим автомобилем, потребуется опытный, знающий техник.

Преимущества Direct TPMS

— Получение фактических показаний давления в шинах изнутри шины

— Не склонен к неточностям из-за вращения или замены шин

— Простая ресинхронизация после вращения или замены шин

— Батареи внутри датчиков обычно служат около десяти лет.

— Может входить в состав запасного колеса автомобиля

Недостатки Direct TPMS

— В целом дороже, чем косвенная TPMS

— Несмотря на простоту, повторная синхронизация может потребовать дорогостоящих инструментов.

— Аккумулятор редко обслуживается; если аккумулятор разряжен, необходимо заменить весь датчик.

— Запатентованные системы затрудняют установку, обслуживание и замену для потребителей и автомагазинов.

— Датчики подвержены повреждениям во время монтажа / демонтажа

Давление в шинах и безопасность

Хотя методы могут быть разными, обе системы служат одной цели и включают один и тот же индикатор.Несмотря на то, что система TPMS может выдавать точные оповещения при правильном обслуживании, она не заменяет ручную проверку давления воздуха, считайте ее просто еще одним элементом в наборе инструментов для обслуживания автомобиля.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *