Буксует гидротрансформатор: причины, признаки и ремонт
Как известно, подавляющее большинство так называемых «классических» гидромеханических АКПП отличаются высокой надежностью и имеют большой ресурс (при условии соблюдения ряда правил эксплуатации и обслуживания коробки автомат). Однако, гидротрансформатор или «бублик» АКПП, который является неотъемлемой частью данного агрегата и часто считается самой коробкой автомат, может выходить из строя намного раньше, чем сама автоматическая трансмиссия.
На практике, если говорить о многих современных автоматах, АКПП может пройти 200-250 тыс. км. и более, в то время как ГДТ нуждается в ремонте или замене уже к 120-150 тыс. км. При этом важно обращать внимание на признаки, которые указывают, что с гидротрансформатором АКПП возникли проблемы. В противном случае «бублик» может вывести из строя и коробку, что значительно усложняет ремонт и увеличивает расходы.
Зачастую, одним из важных симптомов, которые говорят о неисправности ГДТ, является пробуксовка гидротрансформатора. В этой статье мы поговорим о том, почему возникает пробуксовка гидротрансформатора, что это такое, а также как понять, что буксует гидротрансформатор во время диагностики АКПП.
Читайте в этой статье
Проскальзывание гидротрансформатора: почему происходит и основные признаки
Итак, гидротрансформатор или гидромуфта АКПП представляет собой сцепление автоматической коробки передач. При этом данное устройство сильно отличается от привычного механического сцепления, которое устанавливается на МКПП и большом количестве роботизированных КПП с одним сцеплением.
Чтобы было понятно, принцип работы гидротрансформатора заключается в том, что корпус гидротрансформатора через особую переходную пластину прикреплен к маховику двигателя. Вращение корпуса происходит вместе с маховиком. Кстати, сам ГДТ герметичен, внутри корпуса «бублика» АКПП находится трансмиссионная жидкость ATF.Так вот, маховик раскручивает специальное насосное колесо, расположенное внутри гидротрансформатора. В результате масло проходит через реактор гидротрансформатора, затем попадает на турбину (турбинное колесо), заставляя ее вращаться. Турбина передает энергию на первичный вал АКПП. Как видно, гидротрансформатор играет роль сцепления между двигателем и коробкой, однако жесткой связи нет, так как энергия передается через масло.
Такое решение позволяет не только передавать, но и дополнительно преобразовывать крутящий момент от двигателя, что позволяет оптимизировать усилие, добиться мягкого включения передач АКПП, снизить вибрации, ударные нагрузки и т.д. Также в современных ГДТ активно используется блокировка гидротрансформатора.
Блокировка ГДТ необходима для минимизации потерь, неизбежно возникающих по причине отсутствия жесткой связи и передачи момента через жидкость внутри гидротрансформатора. Также к снижению КПД приводит и то, что рабочая жидкость (масло ATF) сильно разогревается. В двух словах, в определенных режимах внутри ГДТ срабатывает механическая блокировка, которая по своему принципу напоминает механическое сцепление.
Блокировка «бублика» позволяет передавать крутящий момент от двигателя напрямую, а не через жидкость, что обеспечивает повышение КПД, лучшую топливную экономичность, более интенсивный разгон автомобиля и т.д.
- Как видно, устройство данного элемента достаточно сложное, а также работает ГДТ под нагрузками. Вполне очевидно, что часто возникают поломки и преждевременный износ. Зачастую, первые признаки неисправности гидротрансформатора выглядят так, что машина теряет в динамике, хуже реагирует на нажатие педали газа, увеличивается расход топлива и т.д.
Ранний признак проблем с ГДТ, когда обороты ДВС немного повышены при езде, то есть, например, если в норме на третьей передаче и скорости 60 км/ч было 2500 или 3000 об/мин при движении по ровной дороге, то стало 3500 и больше при движении в точно таких же условиях с той же скоростью (третья передача, ровная дорога, отсутствие дополнительной загрузки и т.д.).
Также среди начальных признаков можно выделить проскальзывание гидротрансформатора (пробуксовку гидротрансформатора). Если буксует гидротрансформатор или проскальзывает, это проявляется так, что, например, при езде на той или иной передаче и разгоне на ней обороты двигателя растут не плавно, а резко увеличиваются (подскакивают на 500-600 об/мин и выше).
Если, например, автомобиль с АКПП стал плохо разгоняться, пропала динамика и коробка работает шумно, частой причиной является неисправность обгонной муфты реактора внутри ГДТ. Также нужно обратить внимание на симптом, когда при включении R или D не едет машина, причем водитель жмет на газ и обороты мотора явно повышаются, однако мотор крутится немного «тяжелее», чем при нажатии на газ на нейтральной передаче N.
В таком случае высока вероятность того, что шлицы турбины гидротрансформатора срезало. Если же двигатель глохнет при включении D на АКПП или обороты мотора падают или скачут, проблема может быть связана с блокировкой гидротрансформатора. Данная неисправность на многих авто диагностируется путем подключения сканера.
Если определяется ошибка типа «муфта блокировки гидротрансформатора, нет передачи крутящего момента», это указывает на то, что буксует гидротрансформатор. Причины могут быть разными, хотя часто виновником оказывается клапан (соленоид) блокировки ГДТ, который «залипает» или полностью не работает. В любом случае, такая неисправность приводит к тому, что блокировка не срабатывает, передача момента не осуществляется напрямую, возникают потери в ГДТ, падает динамика разгона и т.д.
Дефектовка и ремонт гидротрансформатора
В случае появления признаков поломки «бублика», не следует сразу спешить менять ГДТ на новый или контрактный гидротрансформатор. С учетом высокой стоимости данного устройства, оптимально выполнить его переборку. Другими словами, нужно знать, где ремонтируют гидротрансформаторы с гарантией, а также продают отдельные детали (например, крышка гидротрансформатора, сальники и другие составные элементы).
Также без должного опыта не рекомендуется пытаться снять или установить гидротрансформатор на машину своими руками. Операция не сильно сложная, однако ряд ошибок при снятии и обратной сборке может привести к поломкам не только ГДТ, но и АКПП или даже ДВС. Лучше всего комплексно выполнять все работы в сервисе, который специализируется на ремонте АКПП.При этом важно понимать, что во многих сервисах осуществляется только снятие гидротрансформатора и последующая установка, причем для ремонта «бублик» передается в другое место. Это значит, что если напрямую выйти на сервис, который сам ремонтирует гидротрансформаторы «под ключ», зачастую можно сэкономить до 15-25% на общей стоимости ремонта.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое блокировка гидротрансформатора и как она работает. Из этой статьи вы узнаете, как блокируется «бублик» АКПП, а также для чего нужна блокировка гидротрансформатора коробки передач.- Сам ремонт гидротрансформатора является сложным процессом, в рамках которого герметичный корпус ГДТ сначала разрезается, после чего осуществляется мойка внутренних деталей и производится дефектовка. Затем изношенные и поврежденные элементы меняются на новые, восстанавливаются накладки блокировки гидротрансформатора, осуществляется замена сальников, уплотнительных колец и т.д.
Если же изначально проблемой была течь гидротрансформатора, в этом случае дефект заваривают или «пересыпают» внутренности в новый корпус. Так или иначе, важно правильно заварить все разрезы и дефекты для полного восстановления герметичности.
При этом просто заварить корпус недостаточно, так как необходимо выполнять тщательную балансировку гидротрансформатора перед установкой на авто, чтобы исключить биение.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что «бублик» АКПП (гидротрансформатор) является важнейшим элементом в устройстве коробок передач данного типа. Данное устройство не просто связывает между собой мотор и коробку подобно сцеплению, но и является преобразователем крутящего момента.
Более того, современные ГДТ имеют систему блокировки под управлением электроники, что также заметно усложняет общее устройство гидротрансформатора. Так или иначе, необходимо понимать, что любые проблемы с ГДТ заметно сокращают ресурс и самой АКПП. Грязь и мусор из «бублика» попадает в масло, проскальзывание и пробуксовка гидротрансформатора приводят к толчкам АКПП, масло ATF перегревается при неработающей блокировке и т.д.Как правило, после качественного ремонта гидротрансформатор имеет ресурс около 60-70% по сравнению с новым. Главное, все работы должны выполнять опытные специалисты, которые имеют необходимое специализированное оборудование и предоставляют расширенную гарантию.
Читайте также
krutimotor.ru
Гидротрансформатор АКПП | Признаки неисправности
По мере развития технологии конструкция усложнялась и модернизировалась. В настоящее время трансформатор на автоматической коробкой передач выполняет функции сцепления. То есть во время приключений передач данный элемент размыкает связь коробки с двигателем. Сразу же после включения повышающей или понижающей передачи гидротрансформатор берет на себя часть крутящего момента, что позволяет обеспечить максимально плавное переключение ступеней.
Принцип работы | Общая информация | Устройство |
Конструкция гидротрансформатора для автоматической коробки передач состоит из трёх колец с лопастями. Все три кольца согласно вращаются и располагаются в одном корпусе. Внутри корпуса находится рабочая жидкость, которая позволяет смазывать и охлаждать подвижные элементы. Насаживается гидротрансформатор на коленчатый вал, и далее соединяется непосредственно с коробкой передач. Рабочая жидкость нагнетается внутрь корпуса устройства при помощи специальной помпы. Помпа позволяет обеспечить необходимое давление, а при проблемах с герметичностью конструкции появляются активные утечки рабочей жидкости, что в свою очередь приводит к повреждению механических вращающихся элементов.
Современные гидротрансформаторы, которые используются на автомобилях с АКПП, имеют полностью компьютерное управление, а многочисленные датчики следят за давлением и скоростью движения валов внутри ядра трансформатора. Необходимо сказать, что подобное усложнение конструкции привело к снижению надёжности устройства и на устройство гидротрансформатора в целом. В особенности на эксплуатационный срок и показатели надёжности сказывается эксплуатация в максимально жёстких режимах, что характерно для современных автомобилей.
Работа гидротрансформатора Видео
Контроль работы гидротрансформатора и его оптимизация с работой коробки передач выполняется при помощи специального блока управления. Это полностью автоматическая система управления получает данные с многочисленных датчиков, установленных в коробке и самом гидротрансформаторе. При появлении каких-либо проблем в работе устройства автоматика выводит сообщение об ошибке. В отдельных случаях может отмечаться полная блокировка работы гидротрансформатора, что приводит к отключению двигателя при изменении режимов работы коробки. Также необходимо отметить, что большинство поломок трансформаторов происходит на механическом уровне. Поэтому при выполнении диагностики автомобиля точно определить характер и место поломки затруднительно. Необходимо разбирать повреждённый элемент и визуально проводить его осмотр. Только так возможно определить имеющуюся поломку.
Инженеры ведущих автопризводителей постоянно проводят изыскания, которые должны позволить повысить показатели надёжности техники и устранить проблемы в работе данного устройства. Появление новых конструкторских разработок позволяет существенно модернизировать гидротрансформатор, который сегодня может с легкостью использоваться на автомобилях, оснащенных дизельными моторами. Для таких дизельных моторов характерен высокий показатель крутящего момента. Если ранее трансмиссии с трудом справлялись с высокими показателями крутящего момента и достаточно быстро выходили из строя, то сегодня существенным образом повысилась надёжность автоматических коробок передач и гидротрансформаторов.
Гидротрансформатор АКПП устройство
Теоретически срок эксплуатации гидротрансформатора совпадает с эксплуатационным сроком автоматической коробки передач. Однако, как и любой другой механический элемент, он может выходить из строя и требовать ремонта. В отдельных случаях необходимо проводить полную замену гидротрансформатора, что приводит к существенным расходам автовладельца на ремонт гидротрансформатора.
Гидротрансформатор АКПП Признаки неисправности
Опишем основные симптомы поломок гидротрансформаторов, которые должны являться поводом для скорейшего обращения в специализированные ремонтные мастерские.
1 При переключении передач может быть слышен лёгкий механический звук. При увеличении оборотов и под нагрузкой механический звук исчезает. Подобное может свидетельствовать о проблемах с опорными подшипниками. Необходимо разбирать гидротрансформатор и оценивать состояние подшипников.
2 В скоростном диапазоне от 60 до 90 километров в час может отмечаться лёгкая вибрация. По мере ухудшения проблем с гидротрансформатором вибрация будет увеличиваться. Подобное может быть вызвано тем, что продукты износа рабочей жидкости могут забивать масляный фильтр. В данном случае ремонт гидротрансформатора заключается в замене масляного фильтра и рабочей жидкости гидротрансформатора. Как правило, требуется провести одновременно замену масла в самом моторе и коробке передач.
3 Наличием проблем с динамикой автомобиля свидетельствует о выходе из строя так называемой обгонной муфты. В данном случае необходимо разбирать гидротрансформатор и менять вышедшую из строя муфту.
4 Остановка автомобиля без возможности продолжения движения свидетельствует о повреждении шлица на турбинном колесе. Ремонт гидротрансформатора заключается в установке новых шлицов или же замене всего турбинного колеса.
5 Появление характерного шуршащего шума при заведённом автомобиле свидетельствует о проблемах с подшипником, которые располагаются между турбинным или же реакторным колесом и крышкой гидротрансформатора. При движении такой шуршащий звук может полностью исчезать. В данном случае вам необходимо как можно раньше обратиться в сервисный центр и провести ремонтные работы. В большинстве случаев необходимо будет провести замену повреждённых игольчатых упорных подшипников. Стоимость такого ремонта неисправности гидротрансформатора не слишком высока.
6 При переключении передач может быть слышен громкий металлический стук. Подобное свидетельствует о деформации и выпадении лопаток. Ремонт заключается в замене повреждённого колеса в гидротрансформаторе.
7 Необходимо регулярно проверять состояние масла в гидротрансформаторе и коробке передач. При появлении на масляном щупе коробки передач алюминиевой пудры необходимо выполнить проверку муфты свободного хода, которая изготовлена из алюминиевого сплава. В большинстве случаев появления такой пудры на щупе свидетельствует о неисправности гидротрансформатора и износе торцевой шайбы.
8 На работающем стоящем автомобиле в районе коробки передач может появляться характерный запах плавящейся пластмассы. Подобное происходит по причине перегрева гидротрансформатора и плавления полимерных элементов и деталей данного устройства. Перегрев гидротрансформатора может возникать по нескольким причинам. В первую очередь это проблемы со смазкой. Так, например, при падении уровня масла отмечаются характерные признаки голодания коробки и гидротрансформатора. Также могут отмечаться проблемы с системой охлаждения акпп, которая не может качественно охлаждать масло в забитом теплообменнике. Ремонт в данном случае заключается в замене масла и проверке работоспособности системы охлаждения смазки.
9 При переключении передач или же при смене режимов работы коробки двигатель может глохнуть. Подобное свидетельствует о выходе из строя управляющей автоматики, которая блокирует работу гидротрансформатора. Ремонт заключается в замене вышедшего из строя блока управления.
Необходимо отметить тот факт, что каких-либо конкретных признаков неисправности гидротрансформатора нет. Поэтому в отдельных случаях специалисты сервисного центра не могут сразу определить признаки и характер поломки. Все это приводит к увеличению расходов на ремонт и неизменному простою автомобиля в сервисе.
Ремонт гидротрансформатора
Несмотря на кажущуюся сложность, ремонт гидротрансформатора не представляет особой сложности и может быть выполнен автовладельцем самостоятельно. Единственный нюанс состоит лишь в демонтаже гидротрансформатора с коробки передач. В данном случае необходимо использовать специальный ремкомплект, который позволит провести демонтажные работы. При проведении ремонтных работ корпус устройства разрезается, после чего проводится проверка состояния гидротрансформатора. Именно поэтому при ремонтных работах необходимо заменять не только уплотняющие кольца, но и сам корпус устройства. При ремонтных работах проводится замена сальника и уплотнительных колец. Использовать старые, пускай даже хорошо сохранившиеся, кольца и сальники запрещается. В отдельных случаях возможна сварка корпуса гидротрансформатора, что позволяет добиться полной герметичности устройства. После завершения работы вам необходимо установить отремонтированное устройство на коробку передач и провести балансировочные работы.
Необходимо отметить, что при определённых видах поломок гидротрансформатора его ремонт и замена вышедших из строя элементов нецелесообразна с экономической точки зрения. Куда проще приобрести новые устройства и установить его вместо повреждённого элемента.
Ремонт гидротрансформатора Видео
Как вы можете видеть, ремонт гидротрансформатора относительно несложен. Однако без соответствующей подготовки и опыта работы по ремонту автомобиля провести его самостоятельно не представляется возможным. Поэтому если вы сомневаетесь в своих силах, лучше всего обратиться к профессиональным специалистам. Стоимость нового гидротрансформатора может составить порядка тысячи долларов в зависимости от марки автомобиля.
akpphelp.ru
почему проблемы с блокировкой «бублика» опасны для АКПП
Как известно, в устройстве АКПП и вариаторов CVT, а также изредка и некоторых преселективных роботов РКПП, привычное «механическое» сцепление отсутствует. В данном случае связь двигателя и коробки передач, а также передачу крутящего момента от мотора на коробку осуществляет отдельное устройство под названием гидротрансформатор АКПП (бублик, гидромуфта).
Более того, ГДТ не просто передает, но и преобразует крутящий момент, позволяя машине с автоматом эффективно разгоняться, плавно трогаться и продолжать движение на небольшой скорости и т.д. При этом многие АКПП считаются менее эффективными (снижение КПД) и экономичными именно благодаря наличию в устройстве гидротрансформатора.
По этой причине, в целях снижения расхода топлива и повышения КПД, на разных этапах развития автоматической трансмиссии инженеры увеличили количество передач самой коробки (сначала с 3 до 4, затем до 5 и далее до 8 и больше), а также оснастили гидротрансформатор блокировкой.
Далее мы рассмотрим устройство ГДТ, что такое блокировка гидротрансформатора и как она работает, для чего нужна принудительная блокировка гидротрансформатора АКПП, а также что делать, если не блокируется гидротрансформатор АКПП и чем чревата езда без блокировки гидротрансформатора.
Читайте в этой статье
Устройство ГДТ и блокировка гидротрансформатора
Итак, «бублик» АКПП (название в обиходе пошло от формы данного устройства) представляет собой гидравлический узел. Казалось бы, сломаться в нем особо нечему, однако это мнение ошибочно. Прежде всего, эпоха «неубиваемых» двигателей и КПП с большим ресурсом давно закончилась.
Также гидротрансформатор на современных АКПП, в отличие от легендарных агрегатов 90-х годов, имеет более сложную конструкцию. Более того, все чаще и чаще специалисты относят данный элемент к «расходникам» с ограниченным сроком службы (не более 100-150 тыс. км). После этого ГДТ нуждается в ремонте или замене (подобно сцеплению на роботах или МКПП).
В противном случае «бублик» потянет за собой всю коробку, то есть нуждаться в ремонте будет не только сцепление в виде ГДТ, но и сама АКПП. Давайте разбираться. Чтобы было понятно, начнем с устройства «бублика» АКПП.
- Главная задача гидротрансформатора — преобразование крутящего момента. Фактически, ГДТ работает как гидравлический редуктор, имеющий возможность снизить обороты и повысить крутящий момент, причем коэффициент трансформации доходит до 2.4.
Идем далее. Если в обычном сцеплении момент передается через диски, которые «смыкаются» между собой, в ГДТ энергия передается через трансмиссионное масло ATF, которое заливается в автоматическую коробку передач. Если просто, внутри ГДТ установлены два колеса – насосное и турбинное.
Коленвал двигателя связан с насосным колесом. Это колесо направляет потоки жидкости на турбинное колесо, которое, в свою очередь, связано с валом коробки передач. Подаваемое насоcным колесом масло ATF крутит турбинное колесо, после чего возвращается обратно на насосное колесо.
При этом перед возвратом жидкость также попадает на лопатки специального направляющего аппарата, который выполнен в виде реакторного колеса. Колесо-реактор разгоняет поток жидкости, направляя его в сторону вращения.
В результате поток жидкости ускоряется до того момента, пока скорость вращения насосного колеса не будет равна скорости вращения турбинного колеса. Как только скорости уравняются, «бублик» перейдет в режим гидромуфты. В таком режиме не осуществляется преобразования крутящего момента, реакторное колесо вращается свободно, никак не влияя на поток жидкости.
Также, чем большей окажется разница скоростей вращения турбинного и насосного колеса, тем сильнее будет разгоняться поток жидкости. Также во время разгона неизбежно происходит нагрев масла ATF. Естественно, КПД гидротрансформатора будет снижаться, так как часть полезной энергии расходуется на нагрев.
Если же скорость вращения насосного и турбинного колеса выравнивается, передавать крутящий момент через масло, причем с потерями, нерационально. Именно по этой причине в гидротрансформаторы стали интегрировать элементы простого фрикционного сцепления (действие основывается на трении).
Данное решение называется блокировкой гидротрансформатора. Блокировка «бублика» позволяет напрямую соединить входной и выходной вал, чтобы передать крутящий момент напрямую, то есть без потерь. При этом старые АКПП имели такой ГДТ, где блокировка гидротрансформатора срабатывала в автоматическом режиме.
Срабатывание происходило благодаря давлению давления жидкости АТФ. При этом блокировался на таких АКПП гидротрансформатор зачастую на высоких скоростях, позволяя эффективно поддерживать автомобилю ранее набранную скорость и одновременно экономить горючее.
- Однако в дальнейшем в устройстве АКПП стало больше электроники, за блокировку гидротрансформатора стал отвечать отдельный клапан с электронным управлением. Способов реализации самой блокировки много, однако основная задача — соединить валы и передать момент, минуя масло.
Позже конструкторы пошли еще дальше, стремясь приблизить ГДТ по своей производительности к обычному сцеплению. В результате при разгоне автомобиля уже происходит частичная блокировка ГДТ (принудительная блокировка гидротрансформатора АКП), когда фрикционные накладки немного смыкаются, чтобы эффективно передать момент. Далее блокировка «бублика» срабатывает как можно раньше для уменьшения потерь в гидротрансформаторе.
Получается, сегодня ГДТ является гибридной конструкцией, которая сочетает в себе как гидравлику, так и элементы обычного механического сцепления. Если учесть, что современные моторы высокопроизводительные, неизбежно увеличивается крутящий момент и нагрев жидкости в ГДТ.
Также высоки требования к экономичности автомобилей, то есть любые потери нужно сводить к минимуму. По этой причине максимум нагрузки для передачи момента от ДВС на КПП переложено на блокировку гидротрансформатора.
Неисправности гидротрансформатора и его блокировки
Рассмотрев, на чем основана работа ГДТ и как блокируется гидротрансформатор, не трудно догадаться, что наличие фрикционных накладок (трущихся пар) означает уменьшение срока службы. Более того, указанные фрикционные пары активно изнашиваются с учетом больших нагрузок и раннего срабатывания блокировки.
Также продукты их износа загрязняют сам ГДТ изнутри, еще сильному загрязнению подвержено трансмиссионное масло. Результат — активный износ всех без исключения деталей не только самого «бублика», но и АКПП. Первыми от наличия абразива в масле страдают лопатки колес ГДТ и подшипники, затем выходят из строя прокладки и уплотнители из резины, далее грязное масло повреждает каналы гидроблока АКПП, соленоиды и т.д.
Рекомендуем также почитать статью о том, почему буксует АКПП. Из этой статьи вы узнаете о причинах, по которым происходит пробуксовка коробки автомат.Если просто, основным источником загрязнения жидкости ATF в современных автоматах является именно гидротрансформатор. Хуже всего, если конструктивно материал фрикционных накладок блокировки приклеен к основе. Это значит, в результате неизбежного износа в масло попадает не только абразив, но и частицы клея. Клейкая основа загрязняет масло еще быстрее.
Становится понятно, что «бублик» с изношенными элементами блокировки нужно менять или проводить его ремонт, причем во многих случаях уже к 100-150 тыс. км. Именно по причине того, что у старых АКПП блокировка срабатывала редко или ее не было изначально, интервалы замены масла были большими, также впечатляющим оказывался и ресурс самой АКПП и ГДТ. О современных аналогах, к сожалению, этого сказать нельзя.
Чем чревата езда без блокировки гидротрансформатора
Итак, не трудно догадаться, что активная эксплуатация авто с неисправной блокировкой ГДТ может обернуться целым рядом более серьезных проблем или даже выходом всей АКПП из строя.
Как правило, в современных АКПП гидротрансформатор блокируется на всех передачах, за срабатывание отвечает электроника и отдельный клапан, который регулирует силу прижатия. Как уже говорилось выше, частичная блокировка включается даже при плавном разгоне.
Если машину разгонять резко, блокировка ГДТ сработает практически сразу. Пока автомобиль новый, такая работа «бублика» позволяет обеспечить хорошую разгонную динамику наряду с высокой топливной экономичностью.
Однако в дальнейшем неизбежен износ накладок блокировки, причем происходит это быстро. С одной стороны, можно часто менять масло в АКПП, чтобы свести к минимуму загрязнения самой коробки. Это эффективный способ, однако на интенсивность износа накладок он никак не влияет.
Фактически, к ста тысяч километров накладки изношены, блокировка перестает быть плавной, машина дергается при ее срабатывании, продукты износа выделяются все активнее и активнее, засоряется клапан (соленоид) блокировки гидротрансформатора, загрязнение масла и рывки еще больше усиливаются. В худших случаях автомат переключается с ударами, коробка толкается и сильно пинается. Результат — сильные повреждения самой АКПП.Становится понятно, что кроме банального перегрева масла в АКПП по причине неработающей блокировки ГДТ, также износ накладок блокировки приведет к скорому выходу коробки-автомат из строя. В подобной ситуации дешевле и правильнее заменить или отремонтировать сам гидротрансформатор при появлении первых признаков неисправности, чем менять или капитально ремонтировать всю АКПП.
С учетом того, что ремонт гидротрансформаторов доступнее по цене, чем замена «бублика», такой вариант намного более востребован и распространен. При этом ремонт нужно доверять опытным специалистам, так как корпус ГДТ для выполнения работ нужно резать, затем устройство разбирают, выполняется дефектовка, замена уплотнительных элементов, фрикционных накладок и других элементов.
По окончании корпус требуется правильно заварить, после чего выполняется балансировка гидротрансформатора. Сварка и балансировка предельно важны, так как от этого напрямую зависит герметичность корпуса и общее качество работы узла. Также ошибки во время ремонта могут привести к выходу не только ГДТ, но и самой коробки или даже ДВС.
Подведем итоги
С учетом вышесказанного становится понятно, что гидротрансформатор на современных АКПП является сложным устройством, которое конструктивно представляет собой гидромуфту с интегрированным фрикционным сцеплением.
При этом срок службы «бублика» зачастую в два раза меньше, чем самой АКПП. Это значит, что если масло в АКПП быстро темнеет, автомобиль расходует больше горючего, появились рывки при разгоне и во время торможения двигателем, тогда высока вероятность поломок ГДТ (не блокируется гидротрансформатор АКПП).
В случае, когда водитель замечает первые признаки неисправностей гидротрансформатора, необходимо выполнять его ремонт или полную замену. В противном случае дальнейшая эксплуатация может привести к серьезным неисправностям самой АКПП.
Напоследок отметим, что увеличить срок службы «бублика» можно только путем щадящей эксплуатации автомобиля, отказа от нагрузок и езды на повышенных оборотах, а также при помощи регулярной и полной замены масла в автоматической коробке передач. Еще предельно важно следить за тем, чтобы коробка-автомат не перегревалась. При необходимости следует установить допрадиатор АКПП для лучшего охлаждения.
Читайте также
krutimotor.ru
Проблемы гидротрансформатора АКПП: основные неисправности
Гидротрансформатор (ГДТ) – агрегат, выполняющий функцию связующего звена между АКПП и двигателем автомобиля. Гидротрансформатор предназначен для плавного бесступенчатого изменения крутящего момента и передачи его на ведущие колеса автомобиля.
Гидромеханическая АКПП с гидротрансформатором является надежным и проверенным временем решением, однако со временем могут возникать различные неполадки. При этом важно понимать, за что отвечает гидротрансформатор в АКПП, а также какие проблемы возникают с данным узлом во время эксплуатации.
Читайте в этой статье
За что отвечает гидротрансформатор в автомат коробке
Гидротрансформатор характерен для двух типов коробок передач: АКПП и вариатор CVT. Фактически, гидротрансформатор АКПП является сцеплением, соединяя трансмиссию и двигатель. При этом ГДТ преобразует крутящий момент, обеспечивая плавность переключения передач.
Современные гидротрансформаторы под управлением ЭБУ «следят» за давлением рабочей жидкости, частотой и правильностью вращения лопастей, а также другими параметрами.
Что касается устройства гидротрансформатора, корпус ГДТ смонтирован в картере гидромеханической передачи и получает привод на шестерни согласующего редуктора. Гидротрансформатор включает в себя четыре основных элемента.
- Насосное колесо, соединенное с шестерней и получающее привод от согласующего редуктора и корпуса гидротрансформатора.
- Турбинное колесо, жестко закрепленное на фланце турбинного вала, являющиеся одновременно ведущим элементом планетарной коробки передач.
- Статор, он же реактор, соединенный с осью, неподвижно закрепленной на картере через обгонную муфту свободного хода. Муфта имеет наружную обойму с фигурными заклинивающими пазами, к которым пружинками поджимаются ролики. Наружная обойма муфты жестко связана с реактором и вращается с ним как одно целое. Внутренняя обойма муфты установлена на шлицах оси и подвижно закреплена в картере гидромеханической передачи.
- Механизм блокировки (фрикционные блокировки ГДТ). Этот узел состоит из корпуса, поршня с уплотнительными кольцами, крышки образующим вместе с поршнем полость заполняемую маслом, ступицы жестко соединенной с колесом и валом, двух ведущих стальных и трех ведомых металлокерамических дисков и корпуса, жестко скрепленного болтами с одной стороны с насосным колесом, а с другой с крышкой. Корпус имеет внутренние зубья для установки ведущих дисков. Во фрикционе ведущие и ведомые диски укладываются через один, причем первым к опорной поверхности укладывается диск с металлокерамическим покрытием, имеющим внутренние зубья.
При работе гидротрансформатора лопаточная система реактора насосного и турбинного колес образует внутренний круг циркуляции, который заполнен маслом (жидкость ATF).
ГДТ работает в трех режимах:
- режим трансформации крутящего момента;
- режим гидромуфты;
- режим блокировки;
Режим трансформации используется при старте машины с места, при разгоне или подъеме, а также при движении по бездорожью. При этом режиме работы ГДТ реактор неподвижен. Насосное колесо своими лопатками направляет потоки масла на лопатки турбинного колеса и приводит его в движение, но с относительно меньшей скоростью.
На выходе из лопаток турбинного колеса потоки масла ударяются в неподвижные лопатки реактора. За счет реактивной силы потоков масла крутящий момент увеличивается.
В режиме гидромуфты, вследствие уменьшения нагрузки на турбинном валу, частота вращения турбинного и насосного колес выравнивается. Реактор начинает вращаться в одном направлении с турбинным и насосным колесами. Режим гидромуфты используется при движении автомобиля по ровным дорогам с определенной скоростью.
Режим блокировки включается, как правило, после режимов гидромуфты на всех передачах. При переключении передач блокировка автоматически отключается. В режиме блокировки в полость бустера фрикционной блокировки поступает жидкость АТФ.
Жидкость перемещает поршень, сжимает пакет дисков, жестко соединяя между собой турбинное и насосное колесо. В результате колеса начинают вращаться как одно целое. Режим блокировки включается при движении автомобиля по ровным дорогам в целях уменьшения расхода топлива, на крутых спусках и т.д.
Основные неисправности и ремонт гидротрансформатора АКПП
Итак, проблемы гидротрансформатора АКПП могут возникать по разным причинам. Первые признаки неисправности гидротрансформатора:
Что касается причин неисправности гидротрансформатора АКПП и способов их решения, в списке основных следует выделить:
- Износ подшипников (опорных или промежуточных, между турбиной и насосом). При работе трансмиссии автомобиля без нагрузок слышен небольшой механический шум, который по мере увеличения скорости автомобиля пропадает. Проблему устраняют разборкой, дефектовкой или заменой изношенных подшипников.
- Потеря свойств трансмиссионного масла, загрязнение масляного фильтра. При движении автомобиля на высоких скоростях появляются вибрации, которые со временем увеличиваются практически во всех режимах движения автомобиля. Неисправность устраняют путем замены масляного фильтра и трансмиссионного масла.
Износ обгонной муфты. Перестает работать реактор гидротрансформатора, вследствие чего увеличение крутящего момента не происходит и, соответственно, падает динамика набора скорости. Неисправность устраняют заменой обгонной муфты.
- Обрыв шлицевого соединения турбинного колеса с валом АКПП. Автомобиль прекращает движение, поскольку крутящий момент от ДВС на коробку просто не передается. Проблему решают путем восстановления шлицевого соединения или замены гидротрансформатора.
- Разрушение лопастей колес или реактора. Во время движения автомобиля характерно появление громкого металлического скрежета и стука. В этом случае проблему решают путем замены поврежденных составляющих или всего узла в сборе.
- Перегрев. Эта проблема может возникнуть из-за так называемого «масляного голодания», либо по причине засорения системы охлаждения АКПП. В этом случае требуется очистка радиатора, фильтров. Также необходима полная замена трансмиссионной жидкости.
Что в итоге
С учетом того, что гидротрансформатор технически состоит из целого ряда комплектующих, как и в случае с другими механическими узлами автомобиля с ГДТ также могут возникнуть проблемы.
При этом данный узел связывает ДВС и АКПП, а также передает крутящий момент на коробку. По этой причине неисправности гидротрансформатора напрямую связаны с корректной работой автоматической трансмиссии автомобиля.
Еще важно понимать, что гидротрансформатор является дорогостоящим элементом. Это значит, что появление признаков поломки гидротрансформатора или сбои в его работе являются поводом для проведения диагностики АКПП. В противном случае игнорирование проблемы может привести как к полному выходу из строя самого гидротрансформатора, так и к повреждениям АКПП.
Читайте также
krutimotor.ru
Диагностика и признаки неисправности гидротрансформатора АКПП :: SYL.ru
С каждым годом численность автомобилей с АКПП возрастает. На то есть свои причины. Автоматическая трансмиссия намного удобней в эксплуатации, нежели механика. С ней водитель не устает в пробках, да и со сцеплением при должной эксплуатации не бывает проблем. Но устройство автоматической коробки немного сложнее механики. Одна из основных составляющих любой АКПП – это гидротрансформатор (в простонародье «бублик»). Со временем он может выходить из строя. Почему это происходит и каковы признаки неисправности гидротрансформатора АКПП? Рассмотрим в нашей сегодняшней статье.
О конструкции
Гидротрансформатор служит для изменения и передачи крутящего момента, что идет от мотора на коробку передач. В конструкцию элемента входит:
- Насосное колесо.
- Турбина.
- Реакторное колесо.
- Муфта свободного хода.
- Блокировочная муфта.
ГДТ размещается в отдельном корпусе, который заполнен АТФ-жидкостью. Последняя выполняет функцию не только смазки, но и «мокрого» сцепления (поскольку корзины и диска как такового в автоматической коробке нет).
Работает «бублик» по замкнутому циклу. Сперва АТФ-жидкость попадает на турбинное, а затем на реакторное колесо. Скорость лопастей последнего начинает усиливаться. Поток жидкости направляется на насосное колесо. В итоге увеличивается величина крутящего момента. С ростом частоты вращения коленвала, угловая скорость турбинного и насосного колеса выравнивается. Поток АТФ-жидкости начинает менять свое направление. В это же время срабатывает муфта свободного хода. Начинает вращаться реакторное колесо.При дальнейшем росте скорости вращения гидротрансформатор блокируется (в работу включает специальная муфта). Так, передача крутящего момента от мотора на коробку производится напрямую. Это происходит до следующего включения или выключения передачи.
Работу гидротрансформатора контролирует электронный блок управления. Он воспринимает информацию со всех датчиков, что находятся в «бублике» и формирует выходной сигнал. При возникновении каких-либо проблем электроника тут же сообщит об ошибке. На практике происходит блокировка гидротрансформатора АКПП. Признаки неисправности могут быть разными. Это как электроника, так и механическая часть. Но если коробка встала в аварийный режим, однозначно ее следует продиагностировать.
Сколько служит?
Обычно гидротрансформатор рассчитан на весь срок службы автоматической коробки. Это 250-300 тысяч километров. Старые «мерседесовские» гидротрансформаторы (4АКПП) могут выхаживать и по 500 тысяч. Неисправности гидротрансформатора АКПП «Тойоты Марк-2» 80-х годов тоже возникают редко. Но как и любой другой механизм, он может выйти из строя раньше. Чтобы предотвратить серьезный ремонт, нужно вовремя выявлять поломку и знать признаки неисправности гидротрансформатора АКПП. Самые характерные из них мы перечислим ниже.
Звуки, вибрация
Как самостоятельно определить признаки неисправности гидротрансформатора АКПП? В первую очередь, нужно прислушаться к работе самой коробки. Так, при переключении передач может возникать механический звук (шуршание). Поначалу он едва заметен. А при увеличении оборотов двигателя и вовсе пропадает. О чем это говорит? Такие признаки неисправности гидротрансформатора АКПП свидетельствуют о проблеме с упорными подшипниками игольчатого типа. Элемент располагается между крышкой гидротрансформатора и турбинным (либо реакторным) колесом.
Если при переключении передач возникает громкий металлический стук, это говорит о деформации лопаток турбинного колеса. Ремонту такой элемент уже не подлежит.Если при скоростях 60-90 километров в час возникает легкая вибрация, это говорит о забитом масляном фильтре. Также подобные симптомы происходят из-за некачественной или старой АТФ-жидкости. Решение проблемы – замена фильтра и масла. В большинстве случаев ремонт на этом заканчивается.
Многие применяют частичную замену масла – сливают часть старого и доливают новое, повторяя этапы 2-3 раза. Но специалисты рекомендуют не экономить на полной замене АТФ-жидкости. Она производится на стенде под давлением. В чем плюс такой процедуры? Замена масла будет произведена на 100 процентов, а грязь из коробки полностью вымоется. Повторить это в условиях гаража невозможно – только при наличии стенда.
Аварийный режим
Подразумевает работу трансмиссии только на первых трех скоростях. Как определить неисправность гидротрансформатора АКПП? На современных авто дополнительно высвечивается предупреждение на панели приборов. Коробка может вставать в аварийный режим по разным причинам:
- Повреждение корпуса КПП.
- Наличие стружки в АТФ-жидкости.
- Наличие металлических обломков турбины.
- Неисправности фрикционной группы и муфты.
Что примечательно, в аварийный режим коробка может входить лишь периодически. Например, после нагрева АТФ-жидкости до определенных температур. Причину нужно искать в датчиках (расхода воздуха, распредвала и даже системы АБС). Если коробка встает в аварию неожиданно, стоит осмотреть целостность электрической проводки.
При переходе с первой на вторую передачу может ощущаться глухой удар в режиме «Д». Эти признаки неисправности гидротрансформатора АКПП вибрацией тоже могут сопровождаться. В данном случае проблема решается сканированием входных и выходных датчиков. Существуют и другие симптомы неисправности гидротрансформатора АКПП. О них мы расскажем далее.
Проблемы с динамикой
Автомобиль может плохо набирать скорость. Причин тому множество, но если рассматривать признаки неисправности гидротрансформатора АКПП («БМВ» в том числе), то это обгонная муфта. Если она вышла из строя, ГДТ следует разобрать и заменить поломанную деталь.
Иногда случается, что после остановки автомобиль и вовсе не может тронуться. Это говорит о повреждении шлица на турбинном колесе. Выход из ситуации – установка новых шлицов. В запущенных случаях приходится менять полностью турбинное колесо.Запах горелой пластмассы
Такое может возникать на стоящем автомобиле. Запах горелого пластика ощущается в районе коробки передач. О чем это говорит? Подобные признаки неисправности гидротрансформатора АКПП («Тойоты» в том числе) возникают из-за перегрева и плавления полимерных деталей «бублика». Это является следствием забитого масляного радиатора. Он может находиться как в самой коробке, так и отдельно от нее. Исправная система охлаждения АКПП – залог надежной работы гидротрансформатора.
Двигатель глохнет
При попытке трансмиссии перейти на повышенную или пониженную передачу, мотор начинает глохнуть. Это происходит из-за сбоев в электронике, которая блокирует работу гидротрансформатора. Зачастую виновником проблемы является электронный блок управления. Но о нем мы еще поговорим ниже.
Причины неправильной работы ГДТ
Специалисты выделяют несколько факторов, которые могут влиять на работу гидравлического трансформатора:
- Кулиса рычага АКПП.
- Масло (АТФ-жидкость).
- Электронный блок управления АКПП.
Рассмотрим эти проблемы более подробно.
Кулиса
С годами в АКПП старого типа может выходить из строя кулиса. Такие агрегаты имеют механическую связь селектора с коробкой. Это приводит к затруднению включения нужно режима КПП. Селектор заедает в одном положении. Выход из ситуации – замена селектора и кулисы. В некоторых автомобилях данную операцию можно сделать без демонтажа самой КПП.
Масло
От состояния АТФ-жидкости во многом зависит ресурс и исправность АКПП. Специалисты рекомендуют производить ее замену раз в 40-50 тысяч километров. Однако своевременная замена еще не является залогом продолжительной работы гидротрансформатора. В случае потеков и низкого уровня АТФ-жидкости «бублик» выйдет из строя очень быстро.
Как произвести быструю диагностику? Нужно запустить двигатель, открыть капот и достать масляный щуп АКПП. На нем есть надпись «Cold» или «НОТ». В первом случае прогревать коробку не обязательно. Если уровень ниже нормы, его срочно нужно возобновить. Заливается жидкость через то же отверстие для щупа.Обратите внимание и на состояние самого масла. Так можно вовремя определить и предотвратить неисправности, связанные с гидротрансформатором. Наличие стружки на щупе исключено. Если это так, значит, либо вышло из строя турбинное или реакторное колесо, либо износилась торцевая шайба.
Обратите внимание! При эксплуатации АКПП с низким уровнем АТФ-жидкости, возможен перегрев ГДТ.
Периодически осматривайте днище автомобиля, а именно крышку (поддон) автоматической коробки. Иногда уплотнительные прокладки могут давать течь. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью нежелательно, поскольку уровень масла может упасть в любой момент.
Электронный блок управления
Это основной узел, управляющий работой автоматической коробки. Блок при неисправностях может неправильно выбирать обороты для переключения скоростей либо же полностью блокировать работу трансмиссии. ЭБУ – довольно надежный механизм, но при воздействии определённых факторов он выходит из строя. Это могут быть:
- Резкие перепады напряжения бортовой сети.
- Механические удары, вибрации.
- Повышенная температура.
- Высокая влажность.
- Повреждение изоляции и окисление контактов.
Поломки, связанные с электронным блоком, решаются его полной заменой либо установкой новых отдельных управляющих шлейфов.
Неполадки с гидроблоком
Неисправности гидротрансформатора АКПП могут возникать и из-за гидроблока. Внешне он являет собой некую плиту и выглядит следующим образом:
Гидроблок служит для передачи АТФ-жидкости под давлением по определенным каналам с целью включить либо выключить конкретную передачу. При неисправностях данная плита может провоцировать вибрации и толчки при смене режима работы трансмиссии. Это основные признаки неисправности гидротрансформатора АКПП. На современных автомобилях неисправность гидроблока отображается на бортовом компьютере. Также плита не терпит высоких и продолжительных нагрузок. Это может быть буксировка тяжелого транспортного средства или старт с двух педалей. Нередко неисправности гидротрансформатора АКПП возникают зимой. Это является следствием эксплуатации коробки с холодной АТФ-жидкостью. При температуре ниже -5 градусов, автоматическую трансмиссию нужно прогреть. Делается это просто. Нужно поочередно включать все режимы (Паркинг, Нейтраль и Драйв), не начиная движение, с интервалом в 5-10 секунд. Это позволит разогреть масло и не допустить поломок гидротрансформатора АКПП. Рабочая температура для АТФ-жидкости – 75-80 градусов по Цельсию.Заключение
Итак, мы выяснили основные признаки и причины неисправностей гидротрансформатора АКПП. В большинстве случаев поломка сопровождается ошибками на приборной доске и характерным звуком работы самой коробки. При появлении пинков и вибраций, следует применять детальную диагностику. В зависимости от масштаба проблемы, решается это заменой масла или деталей самого гидротрансформатора (турбинное колесо, подшипники). Своевременное выявление неисправностей позволит вам избежать серьезного ремонта.
www.syl.ru
Как выявить неисправности гидротрансформатора?
Практически каждый водитель имеет представление о том, как работает его автомобиль. Так, к примеру, обладатели транспортных средств с механической коробкой передач наверняка знают, что двигатель подсоединен к передаче посредством сцепления, так как без него нельзя будет остановить машину, не повредив при этом двигатель. Правда, существуют также автомобили с автоматической трансмиссией, в которых отсутствует сцепление, предназначенное для отключения коробки передач от силового агрегата транспортного средства. В таких случаях место сцепления занимает другое, довольно интересное устройство – гидротрансформатор. Возможно, некоторым автовладельцам его конструкция покажется немного сложной, но благодаря его работе управлять машиной намного удобнее.
Сейчас мы более подробно рассмотрим вопрос функционирования гидротрансформатора, узнаем об особенностях его конструкции, а главное, выясним, какие бывают сбои в работе устройства и можно ли их устранить в домашних условиях.
1. Принцип работы гидротрансформатора и его устройство
Гидротрансформатор – не единственное название устройств такого рода. Наряду с ним часто используются понятия «турботрансформатор» и «конвектор крутящего момента». Однако, какое б название ни употреблялось, все они обозначают механизм, предназначенный для передачи и трансформации крутящего момента от двигателя машины к ее коробке передач. Кроме того, указанное устройство позволяет изменять крутящий момент и частоту вращения, передаваемые на валы в бесступенчатом режиме.Как правило, гидротрансформатор работает вместе с планетарной коробкой автомат, но в некоторых случаях может устанавливаться на транспортные средства, обладающие бесступенчатой вариаторной трансмиссией.
В наше время гидротрансформаторы применяются практически на любых транспортных средствах: начиная от легковых машин (или легких вилочных подгрузчиков) и заканчивая сверхтяжелыми грузовыми шасси.
Популярность автомобилей, оборудованных такими устройствами, в зависимости от региона их использования может существенно отличаться. Так, к примеру, в конце ХХ века в Западной Европе около 20% легковых машин были оборудованы гидротрансформаторами, подавляющее большинство которых разрабатывалось немецкой фирмой «Voith» (для сравнения, в то же время в Америке их доля составляла около 80%). В наше время, такие устройства все больше вытесняются другим чудом техники – «роботизированными» или автоматизированными коробками передач.
В устройство гидротрансформатора входит четыре основных составляющих компонента, объединенных очень крепким корпусом. Это турбина, статор, насос и трансмиссионное масло. При помощи болтов, корпус устройства прикреплен к маховику силового агрегата, благодаря чему он всегда вращается с той же скоростью, что и коленчатый вал мотора. В свою очередь, плавники, входящие в состав насоса гидротрансформатора, присоединены к корпусу, из-за чего они также вращаются со скоростью двигателя.
Насос гидротрансформатора – это один из видов центробежных механизмов такого рода. В процессе его вращения рабочая жидкость перемещается от центра к краям примерно так, как барабан стиральной машины разбрасывает одежду по стенкам в режиме отжима. Как только жидкость отходит от центра, там создается вакуум, привлекающий еще большее ее количество, после чего она поступает в лопасти турбины, связанной с передачей.
Именно турбина приводит передачу в движение, а вместе с ней движется и Ваше авто. Но как жидкость (правильнее сказать «масло») попадает из насоса в турбину? На самом деле, тут все просто: пока жидкость доходит от центра насоса к его краям, ей приходится встречать на своем пути лопасти насоса, отталкиваясь от которых, она уже перемещается вдоль оси вращения насоса и подходит ближе к турбине, расположенной как раз напротив него. Лопасти турбины, так же как и лопасти насоса, немного искривлены, а это значит, что поступающей снаружи жидкости также придется менять свое направление, перемещаясь ближе к центру турбины. Такие изменения в направлении и вызывают вращение турбины.
Чтобы лучше понять принцип работы гидротрансформатора, представьте себе два комнатных вентилятора, расположенных друг напротив друга на расстоянии около одного метра. При включении одного, его искривленные лопасти погонят воздух от себя к другому устройству, стоящему напротив. Этот поток воздуха заставит вращаться лопасти невключенного вентилятора, поскольку они также искривлены и подвластны толчкам воздуха.
Заметьте, поток воздуха будет толкать лопасти только в одну сторону, именно в ту, в какую начнет вращаться вал вентилятора. То же самое происходит и в гидротрансформаторе, только вместо воздуха используется масло, а роль вентиляторов выполняют насос и турбина.
Но вернемся к работе нашего устройства. После того, как жидкость попадает в центр турбины, она практически сразу покидает ее, опять двигаясь в противоположном направлении по отношению к тому, по которому она сюда попала, то есть снова по направлению к насосу. Именно в этом месте существует серьезная проблема.
Дело в том, что из-за конструкции лопастей насоса и турбины, они вынуждены вращаться в противоположные стороны, и если жидкость каким-то образом попадет обратно в насос, то это существенно повлияет на скорость работы двигателя. Во избежание подобных неприятностей, в конструкции гидротрансформатора предусмотрен статор, который способен изменять направление движения потока масла, благодаря чему возникает остаточная энергия, возвращающаяся от турбины к насосу, немного помогая мотору раскручивать его.
Надо сказать, что скорость вращения турбины никогда не сравнится со скоростью вращения насоса, а коэффициент полезного действия гидротрансформатора не сможет даже рядом встать с механическими шестеренчатыми механизмами, которые занимаются передачей крутящего момента. Именно этот факт есть причиной того, что транспортные средства, оборудованные автоматической коробкой передач, потребляют намного больше топлива, нежели машины с механической КПП.
Чтобы как-то изменить ситуацию, на многих автомобилях устанавливаются гидротрансформаторы, оборудованные блокировочной муфтой. Когда требуется, чтобы насос и турбина устройства вращались с одинаковой скоростью (так бывает, когда, к примеру, транспортное средство движется на большой скорости), то блокировочная муфта соединяет их вместе, что автоматически исключает возможность проскальзывания насоса относительно турбины, за счет чего и повышается эффективность расхода топлива.
2. Неисправности гидротрансформатора
Длительность «жизни» любого гидротрансформатора можно прировнять к ресурсу автомобильного мотора, правда не исключено, что он может выйти из строя раньше расчетного периода. В работе гидротрансформатора существует несколько видов наиболее распространенных проблем:
1) Срыв блокировки устройства, первый признак которого – резкое появление вибрации в процессе планомерного передвижения со скоростью 60-90 км/час. В результате появления данной неполадки, на экран может выводиться соответствующее сообщение, представленное в виде кода ошибки блокировки. Постоянное засорение масляного фильтра продуктами износа может вызвать появление типичного кавитационного шума, что свойственно любому современному гидротрансформаторному устройству.
2) Разрушение упорных подшипников. В этом случае первым признаком наличия проблемы будет появление характерного механического шума при переключении передач, который исчезает с увеличением скорости автомобиля. Если для устранения проблемы Вы ничего не сделаете, то вскоре шум сменится резким грохотом и тут уже решить проблему поможет только замена гидротрансформатора.
3) Поломка обгонной муфты гидротрансформатора может диагностироваться по нескольким внешним признакам, позволяющим определить имеющуюся проблему. Одним из таких проявлений есть ухудшение разгона транспортного средства, в основном характерное для автоматических коробок передач, установленных на автомобилях марки Рено, Ситроен, Пежо, Мерседес, а также и на других машинах, оборудованных автоматическими шестиступенчатыми коробками передач (например, Ауди А3 или Фольксваген Пассат В6). В данном случае определить неисправность сможет только опытный автомеханик.
4) Если на масляном щупе коробки автомат появилась алюминиевая пудра, то с большой долей вероятности можно предположить наличие износа торцевой алюминиевой шайбы, которая размещена на муфте свободного хода.
5) Появление запаха плавящейся пластмассы при работающем двигателе является первым признаком поломки элементов, изготовленных из полимерных материалов, или же свидетельствует о перегреве самого гидротрансформатора.
6) Если при включении передачи мотор просто глохнет, то, вероятнее всего, проблему стоит искать в системе управления, причем, в таком случае срабатывает блокировка устройства. Срезание шлицев, расположенных на турбинном колесе, повышает возможность полной остановки автомобиля.
Обнаружив даже самые незначительные признаки неисправности гидротрансформатора, постарайтесь не тянуть с посещением сервисного центра, ведь устранение мелких неисправностей обойдется намного дешевле, нежели «лечение» запущенной проблемы, что, в основном, предусматривает полную замену агрегата, а это уже совсем другая статья расходов.
3. Ремонт гидротрансформатора своими руками
Как и любой другой автомобильный агрегат, гидротрансформатор имеет свой гарантийный срок службы, который, как правило, совпадает с рабочим ресурсом коробки автомат. К сожалению, далеко не всегда получается так, как это было предусмотрено производителем, и устройство выходит из строя еще до окончания оговоренного срока, вызывая неисправности трансмиссии. Конечно, самым правильным решением проблемы будет ремонт агрегата. Кстати, здесь наблюдается одна закономерность: если Вы ремонтируете АКПП, то это подразумевает и ремонт гидротрансформатора.
Учитывая, что гидротрансформатор является целостной замкнутой деталью, для проведения любых ремонтных процедур его корпус придется разрезать, а уже после этого выполнять ремонт и замену вышедших из строя элементов. После проведения необходимых работ корпус устройства снова заваривают, причем шов должен быть абсолютно герметичным.
Стандартные (минимальные) ремонтные работы включают в себя разбор устройства (разрез сварного шва корпуса), определение дефектов деталей и замену вышедших из строя элементов, чистку деталей, замену фрикциона муфты, сальников, ревизию деталей и конечную сварку корпуса. Для разборки гидротрансформатора, срез сварочного шва выполняется по экватору устройства с помощью высокоточного токарного станка, а после разгерметизации корпуса можно браться за диагностику и замену неисправных деталей. Кроме того, в ремонтных целях также производят дефектовку, очищают турбины и корпус от грязи (нагара).
После того как составляющие части гидротрансформатора успешно прошли проверку, а все непригодные детали были заменены на новые – выполняется обратная сборка устройства, а сам корпус агрегата снова заваривается. Очень важно провести финальную проверку надежности крепления деталей («биение»), проверить герметичность корпуса, а также соответствие теплового зазора. В завершение всей процедуры выполняется балансировка гидротрансформатора.
В тех случаях, когда после разгерметизации устройства выясняется, что провести ремонт и восстановление его элементов просто невозможно, все, что остается, – это заменить устройство целиком. Стоит заметить, что с точки зрения финансовой стороны вопроса, ремонт гидротрансформатора не всегда будет лучшим вариантом решения проблемы, и иногда стоит сразу заменить его на новый механизм.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Проверяем трансформатор АКПП самостоятельно
Гидротрансформатор (гидродинамический трансформатор) устанавливается на автомобилях с автоматической коробкой передач и служит для передачи крутящего момента с коленчатого вала двигателя на ведущий вал коробки передач и трансформации крутящего момента (примерно в 2-3 раза). Он освобождает водителя от постоянного использования педали сцепления при переключении передач и при резком торможении автомобиля, также отсутствует постоянная механическая связь между двигателем и коробкой передач. Связь поддерживается гидродинамическая, осуществляемая жидкостью, подаваемой масляным насосом, турбинным и насосным колёсами. Гидротрансформатор обеспечивает плавное переключение передач (снимает ударные нагрузки), плавный разгон скорости (не допускает пробуксовки колёс).
Неисправности гидротрансформатора.
Гидродинамический трансформатор включает: турбинное колесо, насосное колесо, реактор, механизм блокировки, обгонную муфту, подшипники, масляные уплотнители, детали корпуса. Этот трансформатор закрытого типа, сварной конструкции, все детали находятся внутри герметичного корпуса. Масло закачивается масляным насосом в полость корпуса, обеспечивает постоянную его циркуляцию, за счёт чего достигается отвод тепла (охлаждение) деталей гидродинамического трансформатора, вынос механических и абразивных частиц, образующихся в результате износа трущихся деталей, а также смазка деталей.
Насосное колесо имеет жёсткую связь с коленчатым валом двигателя. Турбинное колесо через вал связано с АКПП. Между ними устанавливается колесо (реактор) с обгонной муфтой, обеспечивающее вращение только в одном направлении.
При запуске двигатель начинает раскручиваться. Одновременно с коленчатым валом раскручивается насосное колесо. Оно захватывает своими лопатками масло, которое под действием центробежных сил выталкивается на периферию. Там масло закручивается и попадает на лопатки турбинного колеса. Обладая избыточной скоростью, жидкость действует на лопатки турбинного колеса, начиная постепенно его раскручивать.С увеличением оборотов двигателя, увеличиваются обороты насосного колеса. Жидкость получает большее ускорение – соответственно, увеличиваются обороты турбинного колеса – проходя его лопатки, получает дополнительное ускорение и попадает на лопатки реактора. Реактор, в связи с тем, что его лопатки установлены под определённым углом, корректирует направление жидкости строго на лопатки насосного колеса. Насосное колесо получает дополнительное ускорение, и процесс повторяется.
При работе двигателя в режиме малого газа и при небольшом перемещении педали акселератора, турбинное колесо обладает достаточным крутящим моментом для того, чтобы машина начала движение. Во время движения автомобиля рабочий процесс в гидротрансформаторе проходит аналогично, но до тех пор, пока обороты турбинного колеса не превысят обороты насосного колеса. Благодаря наличию обгонной муфты начинает раскручиваться реактор, прекращая направлять жидкость на лопатки насосного колеса, снимая дополнительное увеличение оборотов. Вступает в работу механизм блокировки.
При помощи поршня блокировочное кольцо фрикционным слоем прижимается к кольцевой поверхности, обеспечивая жёсткую связь насосного и турбинного колёс. Благодаря такой работе, двигатель не расходует лишнего топлива на преодоление внутренних потерь. Работа гидродинамического трансформатора постоянно находится под контролем бортового компьютера и автоматически управляется электронным блоком управления.
Конструкторские бюро и инженеры постоянно работают над усовершенствованием гидротрансформатора, повышая его надёжность. Однако в процессе эксплуатации возникают неисправности, требующие текущего ремонта или замены целого агрегата. К таким неисправностям приводят нарушения технологии изготовления, применение материалов, не соответствующих техническим условиям, наличие остаточных напряжений в местах сварки (из-за местного перегрева приводит к обрыву лопаток), некачественное приклеивание фрикционного слоя (приводит к преждевременному разрушению).
Эксплуатационные неисправности: применение масла, не соответствующего ТУ, несвоевременная замена масла и масляного фильтра, недоброкачественный контроль чистоты масла и масляного фильтра, несвоевременная замена деталей, пришедших в негодность. К нарушениям в работе гидродинамического трансформатора могут приводить различного рода механические повреждения, нарушения герметизации, а также сбой в работе электронного блока управления.
Проверка гидротрансформатора АКПП.
Для проверки работоспособности гидротрансформатора выполняется первичная диагностика, углублённая диагностика и анализ косвенных признаков неисправности специалистами СТО, демонтаж, разборка и подетальная диагностика с последующим ремонтом и инструментальной проверкой. При подозрении на нарушения работы гидродинамического трансформатора, водитель выполняет первичную диагностику, сбор информации, первичный анализ и заключение.
Проверить перед запуском двигателя количество и чистоту масла в КПП (на щупе или каплей масла на белой бумаге), прогреть двигатель и выполнить проверку повторно. При работающем двигателе обратить внимание на отсутствие посторонних шумов (внимательно прослушать в районе АКПП), а также запахов, связанных с перегревом трансформатора. Проверить, как ведёт себя машина во время включения/выключения передачи, разгона, убедиться, что двигатель не глохнет во время переключения передач, отсутствует вибрация, стуки в работе АКПП.
Проверить время разгона машины до 100 км/ч, убедиться, что время разгона находится в пределах допустимого условиями по технической эксплуатации данного автомобиля. При возникновении проблем с маслом необходимо проверить отсутствие его подтекания в районе КПП, при необходимости дозаправить или произвести замену масла и фильтра. Если причина устранилась, можно продолжать эксплуатацию машины, держа под постоянным контролем работу ГДТ.
Если же при выполнении контрольных проверок причина не устранилась, а замена масла и фильтра результата не дала, необходимо обратиться на СТО. Специалисты после подтверждения косвенных неисправностей снимают ГДТ, проводят его разборку, подетальную диагностику и ремонт.
Что нужно для проверки гидротрансформатора АКПП.
Для оценки работоспособности и определения поломки ГДТ необходим большой опыт в проведении этих работ. Специалисты снимают коды, проверяют давление масла, проводят тесты, снимают поддон, проверяют на отсутствие крупных металлических частиц, грязи, абразива, примесей от разрушения фрикционной накладки. Для выполнения перечисленных работ специальное оборудование не требуется. Необходим штатный инструмент для выполнения демонтажно-монтажных работ.
Для разборки гидротрансформатора необходим высокоточный токарный станок для снятия сварного шва и разборки. Далее выполняется тщательный визуальный осмотр, промывка деталей, очистка их от грязи, абразивных веществ, нагара, кусков разрушенного фрикциона. Осматриваются детали на отсутствие цветов побежалости (следов перегрева). Для обнаружения трещин в местах крепления лопаток ступицы могут применяться увеличительные линзы, 10-20 кратного увеличения, а также специальные проникающие окрашенные жидкости.
Необходима печь для выполнения приклейки фрикционной накладки, станок для выполнения выравнивания поверхности пластин. Все подшипники, обгонная муфта проверяются на отсутствие радиального люфта, механических повреждений, при необходимости проводится их замена. Для выполнения сварочных работ применяется специальный сварочный аппарат-автомат.
После сборки и сварки выполняется проверка герметичности установкой, имеющей ванну с жидкостью и специальное приспособление для подвода воздуха. Для проверки соосности требуется соответствующее приспособление, а также установка для проверки биения и основных размеров. Для проверки и регулировки балансировки необходим балансировочный станок. Набор этих станков, установок и приспособлений сводит до минимума возможность выполнения ремонта своими руками. Они имеются на СТО или в специальном механическом цеху, в котором выполняется диагностика и ремонт гидродинамических трансформаторов.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today