Стоп хам запрещен или нет – СтопХам в вопросах и ответах

«СтопХам» опять ликвидировали. Надолго ли?

Общественное движение, борющееся с хамством на дорогах (точнее по большей части на тротуарах), ликвидировано решением Московского городского суда по требованию Минюста РФ. Официальная причина: у «СтопХама» проблемы с отчетностью.

Мосгорсуд уже ликвидировал «СтопХам» в марте 2016 года, но через полгода представители общественного движения смогли обжаловать это решение в Верховном суде. Инициатором ликвидации и тогда, и сейчас выступил Минюст РФ, который не доволен отчетностью «СтопХама», точнее тем, что общественное движение такую отчетностью в ведомство своевременно не предоставляет.

Официально скандально известный проект называется Межрегиональной общественной организацией содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе (МРОО СРКВГО) «СтопХам». О том, как и на что живет эта организация, Колёса.ру подробно рассказывали еще в 2015 году, а существует она с 2010-го.

За восемь лет тактика поведения стопхамовцев принципиально не изменилась: активисты находят в крупных городах места массового скопления нарушителей правил парковки (либо тех, кто ездит по тротуарам) и клеят им стикеры на лобовое стекло, если нарушители отказываются парковаться и ездить по правилам.

В числе нарушителей, попавших в поле зрение «СтопХама», были знаменитости, например олимпийский чемпион Алексей Немов: в феврале 2016 года, как раз незадолго до первой ликвидации движения, активисты увидели, как известный гимнаст в центре Москвы припарковал вторым рядом свой внедорожник Mercedes-Benz GL. Между спортсменом и участниками рейда случилась потасовка, получившая большой общественный резонанс.

Конфликт обсуждали все крупнейшие социально-политические СМИ. Один из ведущих обозревателей радиостанции «Эхо Москвы» Александр Плющев тогда вступился за Немова, назвав активистов «грантоедами» и другими обидными словами.

Эстетические и этические претензии к деятельности движения «СтопХам» высказываются постоянно. Многие считают, что активисты сами провоцируют водителей на конфликт, чтобы снять эффектные видеоролики: встают в конце тротуара, чтобы нарушителям приходилось потом долго сдавать задним ходом, проводят рейды на широких тротуарах, которые автомобилисты искренне могут принять за придомовую территорию (по ней ездить можно), ну и, наконец, клеят наклейки, ограничивающие обзор, то есть создают аварийную ситуацию. Часть нарушителей, получивших стикер на лобовое стекло, тратят силы и время на его отдирание, но много таких, которые едут дальше вместе с наклейками (а порой и с активистами на капоте), почти ничего не видят и представляют серьезную опасность для других участников дорожного движения.

789564

Тем не менее, у движения много сторонников и подписчиков в соцсетях: они считают, что «СтопХам» делает то, на что полиция давно «забила», и справедливо наказывают распоясавшихся водителей – хотя бы тем, что делают их выходки публичным достоянием. Ролики «СтопХама» – настоящий клад для социологов: в них вся суть общественных взаимоотношений в России, показывающая, насколько мы пока далеки от стандартов правового государства. С точки зрения науки ликвидация «СтопХама» – большая потеря. Но, во-первых, у движения есть месяц на обжалование решения Мосгорсуда, а во-вторых, ничто не мешает активистам проводить рейды и без внешнего финансирования (тех же грантов). Ютуб-каналы (московский и региональные) успешно продают рекламу, и в теории стопхамовцы могут жить исключительно на эти деньги (хотя бы печатать на них наклейки и нанимать адвокатов в конфликтных ситуациях). В общем, независимо от своего юридического статуса, движение «СтопХам», скорее всего, продолжит работу – по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Спустя несколько часов после нашей публикации официальный Ютуб-канал движения «СтопХам» выступил с обращением к своим подписчикам. Из него ясно, что активисты намерены в любом случае продолжить профилактику хамства на дорогах.

www.kolesa.ru

Стопхам запретили в 2018 году в Москве по требованию Минюста

Московским горсудом удовлетворено требование Минюста о запрете движения «СтопХам», сообщили в пресс-центре суда. На основании данного решения организацию могут исключить из ЕГРЮЛ, но его можно обжаловать в Верховном суде.

В пресс-релизе Мосгорсуда указано: выдвигая свое требование, Минюст сослался на закон, по которому некоммерческими организациями каждый год должны публиковаться отчеты о деятельности. «СтопХам» этого не сделал в 2016 году. Ведомством первый раз был подан иск в суд на данное движение за не предоставление отчетов еще в 2015 году. Тогда суд его удовлетворил, а Верховный суд спустя год отменил.

Лидер «СтопХам» прокомментировал решение суда


«СтопХам» является общественным движением, члены которого выступают против нарушений ПДД. Они наклеивают на лобовые стекла машин, припаркованных с нарушением правил, большие стикеры с текстом «Мне плевать на всех — паркуюсь, где хочу». «СтопХам» ведет свою деятельность восемь лет.

О запрете его сообщил Дмитрий Чугунов, являющийся основателем общества. По его мнению, судебное постановление – юридическая формальность, а запретить «СтопХам» в РФ нельзя:

— Сейчас мы остаёмся общественным объединением, у нас есть такая правовая форма. Рейды как проходили, так и будут проходить.

Дмитрием Чугуновым сказано, что организацией не ведется финансовая деятельность. В ней работают люди, небезразличные к общественным проблемам.

— На данном этапе не вижу никакого смысла обжаловать решение, поэтому спасибо большое Мосгорсуду, — сказал он.

Активисты будут продолжать работать. Кроме того, сейчас «СтопХам» следит не только за соблюдением водителями ПДД, но и за деятельностью ЖКХ.

— Тема автомобилистов касается большей части людей в нашей стране, а тема ЖКХ касается абсолютно всех, хотя правовая культура тут абсолютно низкая, — говорит Дмитрий Чугунов.

Тем временем Мохамед Исмаилов, руководитель направления «Второго ряда», также считает, что суд не может запретить гражданам отстаивать свою позицию.

— Мы деятели по своей сути, и мы боремся с хамством и призываем людей обращать внимание на некоторые проблемы, — говорит он.

Цель движения – не просто стикеры клеить. Главное, что эти знаки будут замечены людьми, приняты во внимание.

pronedra.ru

«СтопХам» ликвидирован, но жив?

Суд постановил исключить организацию из Единого госреестра юридических лиц. Однако создатель движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов сказал Business FM, что на деятельность активистов это не повлияет

Акция движения «СтопХам». Москва, 2010 год. Акция движения «СтопХам». Москва, 2010 год. Фото: Дмитрий Беркут\ТАСС

Обновлено в 15:22

Мосгорсуд ликвидировал движение «СтопХам». По требованию Минюста суд постановил исключить из Единого госреестра юридических лиц Межрегиональную общественную организацию содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам» — именно так она называлась полностью.

Теоретически решение можно еще месяц обжаловать в Судебной коллегии по административным делам Верховного суда. Однако в самой организации не только не собираются этого делать, но и благодарны Минюсту за проделанную работу — сбор бумаг, обращение в суд и так далее, сообщил Business FM создатель движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов.

Исключение «СтопХама» из госреестра происходит уже во второй раз. В первый на счетах организации оставались деньги, часть полученного от властей гранта, который организаторы вернули, восстановив статус объединения. Однако теперь ситуация иная: ликвидация «СтопХама» на деятельности активистов никак не отразится, рассказал Чугунов:

— У нас наличие организационно-правовой формы в НКО не является необходимым, чтобы мы осуществляли свою деятельность. Мы созданы в 2010 году, с того момента проект начал свое существование. В этой связи мы сделали НКО в свое время, чтобы получать гранты президентские. Мы их получали. Потом мы не захотели ничего общего иметь с поддержкой от государства, потому что это довольно хлопотно. Поэтому, когда нас внезапно ликвидировали Минюст и Мосгорсуд два года назад, для нас это было неожиданностью. Мы восстановили тогда НКО, перечислили обратно государству деньги, которые были на балансе, и с тех пор хозяйственной деятельности не вели никакой. Нулевые балансы, поскольку никаких проводок нет, никто не сдает. И Минюст абсолютно прав, поскольку мы формально нарушаем законодательство РФ в той части, что мы не сдаем нулевые отчеты по существующей организации, они эту организацию ликвидировали. Но, поскольку она нам не нужна для ведения нашей деятельности, мы абсолютно не против, даже за, потому что если бы мы пошли сами ликвидировать эту организацию, а такая мысль была, мы потратили бы больше времени и сил для сбора документов, необходимых для ликвидации организации.

— В каком формате организация продолжит свою деятельность?

— Общественного объединения, только у нас теперь нет счета в банке. Федеральный проект «СтопХам». Все. Мы им как были в 2010-м, так мы им и остались. Более того, мы расширились и сделали еще один проект — «СтопХам» в сфере ЖКХ. Помогаем другим людям.

Закон действительно не запрещает «СтопХаму» и дальше существовать в форме общественного объединения, однако организация не может заключать договоры и вести финансовую деятельность, заключил адвокат Сурен Аванесян:

Сурен АванесянСурен Аванесян адвокат

Активисты движения боролись с хамством на дорогах и нарушением водителями правил дорожного движения. Они наклеивали стикеры с текстом «Мне плевать на всех — паркуюсь, где хочу» на лобовые стекла машин, закрывая обзор водителю. Последователи движения есть не только в городах России, но также на Украине, в Молдавии, в Белоруссии и Грузии. Ликвидация организации осенью 2015 года Мосгорсудом по требованию Минюста была отменена Верховным судом России.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

www.bfm.ru

в чем их опасность? — Блоги — Эхо Москвы, 22.10.2014


Часто спрашивают про деятельность Стопхамовцев и подобных общественных деятелей — как это все соотносится с законом? В свою очередь, сами деятели утверждают, что действуют исключительно в общественных интересах. Постараемся же дать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

1. Законны ли действия Стопхама? Можно ли требовать соблюдения ПДД, если это требование исходит не от инспектора ГИБДД? Разве это не самоуправство?

Да, законно. Но следует учитывать, что законно только требовать, а не принуждать действиями.
В то же время, самоуправством в уголовном смысле данные действия не являются. Статья 330 УК РФ определяет самоуправство как самовольное действие, совершенное вопреки установленному законом порядку и оспариваемое иным лицом. При этом обязательный признак самоуправства — причинение существенного вреда, которое в действиях активистов Стопхама отсутствует.

Зато такие действия могут быть квалифицированы по статье 19.1 КоАП РФ, которая определяет самоуправство аналогичным образом, но без признака существенности вреда.
Также в определенных случаях может быть применена статья 12.35 КоАП РФ — незаконное ограничение права на управление, пользование и эксплуатацию автомобиля.

2. Наклейка на лобовое стекло — это законно?

Нет, это незаконно. Пункт 7.3 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» предусматривает запрет на эксплуатацию автомобиля с наклейкой на лобовом стекле.
Если наклейка не может быть удалена водителем самостоятельно, у него появляется право требовать с виновных последующей компенсации расходов — эвакуации, автомойки и т.п.
И также — привлечения виновных по ст. 12.35 (см. предыдущий пункт).
То, что водитель может быть сам виноват в нарушении ПДД — ситуации не меняет, так как его ответственность также установлена соответствующими статьями и это не уменьшает незаконности действий активистов Стопхама.

3. Собираться толпой и снимать водителя на камеру без его согласия — законно?

Нет, снимать на камеру — незаконно, поскольку это нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Однако, если снимается совершение правонарушения, то это законно.
Что касается «собираться толпой». Исходя из буквы закона, каждая акция Стопхама — это публичное мероприятие, которое должно быть предварительно согласовано компетентными органами. Однако в силу отсутствия правоприменительной практики, такие мероприятия проходят без согласования.

4. А как вы оцениваете законность акций Стопхама в целом — от нее больше пользы или вреда?

Лично я считаю, что здесь все не так однозначно.

Сразу скажу, что никакой симпатии к злостным нарушителям ПДД не испытываю. На дорогах нашей страны огромное количество неадекватных личностей и просто вооруженных отморозков с манией величия. С ними безусловно нужно что-то делать, и стопхамовцы действуют весьма активно.

Но действовать и принуждать должны государственные органы, а не общественные деятели с неясными полномочиями типа «Нургалиев разрешил».
(Написал это — и вспомнил, как один начальник районного ГИБДД в разговоре со мной ругал Нургалиева последними словами — из -за того, что тот разрешил «давать сдачи» работникам полиции. Говорил — «Слава Богу, еще пока нет общественного движения «дай сдачи менту»).

Иначе получается, что в ответ на нарушение закона следует такое же нарушение — теперь уже со стороны стопхамовцев. Но беспредел не искореняется беспределом.

Активисты Стопхама бьют себя в грудь и говорят правильные вещи — «надо начинать с себя», «нужна активная гражданская позиция». Однако гражданская активность не должна подменять собой государство. Хочешь улучшить ситуацию в сфере ПДД? Так иди работай в ГИБДД.

Исключительно государство имеет право на принуждение и насилие. Это право именно ему делегировал народ, а не каким-то «общественным деятелям». Если же оно позволяет вершить принуждение другим лицам и даже поощряет их в этом — значит, государство само не в состоянии разобраться с автохамами, и это очень печально.

Ведь «свято место пусто не бывает». Если государство устраняется от решения каких-то проблем, их неизбежно станет решать кто-то другой. Своими методами — как вы понимаете, незаконными.

Проблема ведь совсем не в том, что кому-то позволено заниматься самоуправством и клеить наклейки на лобовое стекло. Основная опасность — в нарушении монополии государства на принуждение, что чревато выходом из-под контроля таких «общественных деятелей».

Сегодня уже можно клеить наклейки, завтра — бить наркоманов. А что же будет послезавтра — самосуд или «приморские партизаны»?

echo.msk.ru

За что снова закрыли организацию «СтопХам»

В интервью Пятому каналу председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов поддержал решение суда, но заметил, что «СтопХам» — как проект в интернете — продолжит существовать — ведь клеить наклейки на лобовые стекла автомобилей и бросаться им под колеса суд активистам не запретил.

— В данном случае я больше удивляюсь, почему граждане, которые там страдают, еще не догадались на них в суд подать. Для этого ведь можно ту же наклейку не самому сдирать, а вызвать эвакуатор, потому что по ПДД он не может передвигаться, поехать на станцию, там снять эту наклеку… Вот это реальный ущерб — можно получать через суд.

В 2016 году общественную организацию «СтопХам» уже запрещали — был приговор суда, но борцам с несправедливостью на дорогах удалось его отменить в Верховном суде. На этот раз — не отвертятся, считает вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский:

— На этот раз они уже вряд ли снова откроются. Почему я в этом уверен? Во-первых, мы давно не видим репортажи об их хамских акциях… Не знаю, кто защищал движение до этого, но, скорее всего, теперь «СтопХам» лишилось этой поддержки.

Во-вторых, мы живем по законам нашей страны. А тут неизвестно какие люди портили автомашины наклейками и мешали владельцам их снимать, ввязываясь даже в драки.

Я тут вижу как минимум три статьи Уголовного кодекса: самоуправство, хулиганство и побои. По моему убеждению, это экстремизм. И очень хорошо, что наше государство ему противится, — цитирует слова Ольшанского ФАН.

В России и даже за ее пределами «СтопХам» существует с 2010 года. Активисты снимают нарушителей на камеру, а видео выкладывают на всеобщее обозрение. Нарушителям на лобовое стекло они приклеивают стикеры, на которых написано: «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу». Все это много раз приводило к конфликтам и даже дракам.

www.5-tv.ru

как в Петербурге борются с нарушителями после "СтопХам"

Многие движения активистов, популярные в России, так и не нашли отклика среди петербуржцев. Помимо ставших близкими горожанам борцы за экологию и памятники культурного наследия, были и другие, кто массовую любовь среди петербуржцев не снискал. «Мойка78» выяснила, почему московское движение «СтопХам» так и не прижилось в Петербурге.

В 2018 году Мосгорсуд по требованию Минюста ликвидировал некоммерческую организацию «СтопХам». После закрытия проекта, борцы за соблюдение ПДД перестали «ловить хайп» и принялись проявлять свою активную гражданскую позицию обособленно от каких-либо организаций. По мнению председателя Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александра Холодова, разница в общенародной нелюбви к нарушителям ПДД в Москве и Петербурге проявляется в большем классовом неравенстве в столице.

«В Москве горожане значительно чаще сталкиваются с несправедливостью на дорогах — значительно чаще видят мигалки и их это раздражает. Что касается Петербурга, то здесь ситуация иная и она не провоцирует народ на массовое недовольство»,
— отметил он.

Сейчас деятельность борцов за соблюдение ПДД переключилась на фотографирование автомобилей нарушителей и отправку снимков в ГИБДД. Одной из сфотографированных иномарок, припаркованной наперекор встречному движению на Невском проспекте в Петербурге, стал автомобиль известного артиста Михаила Боярского. Снимки «Мерседеса» звезды спровоцировали генерацию оправданий нарушения в ряде СМИ, а сам Боярский ситуацию комментировать отказался и по телефону, и в эфире программы «Вечерний Ургант».

Ситуацию так или иначе замяли, так как кроме общественного порицания, она ничего не вызвала и никто, вроде бы, не пострадал. Снимок правонарушения отправился в ГИБДД, артист, судя по всему, получил штраф и конфликт был исчерпан. За несколько месяцев до благополучно закончившегося противостояния случались и более жесткие конфликты.

В частности, в конце июля произошел конфликт между пешеходом и тремя молодыми людьми, пытавшимися проехать на Rolls-Royce по тротуару вдоль Комендантского проспекта. Тогда очевидцы сообщали, что прохожий не давал проехать люксовой иномарке по тротуару. Тогда из машины вышел крепкий молодой человек, завязалась драка.

В какой-то момент защитнику правил дорожного движения брызнули в лицо из газового баллончика. Того это, казалось бы, не особо смутило. Тогда в конфликт вступили еще два человека из автомобиля. Вместе они побили мужчину и сорвали с него футболку. После этого все трое сели обратно в машину и уехали. Пострадавший же отправился в травмпункт.

Позже на том же Комендантском проспекте девушка-водитель иномарки также решила проехаться по тротуару, а на замечания пешехода просто вышла из машины, предъявив весомый аргумент в виде бейсбольной биты. Объехав участника диалога, девушка уехала вдаль. Запись оппонент опубликовал в социальной сети. В обоих конфликтах виновные, к слову, понесли административную ответственность.

Организации, принимающие активное участие в жизни городов, уже давно не являются для народа каким-то новым явлением. Общественное объединение «СтопХам», борющееся за соблюдение ПДД, вызвало большой резонанс — кто-то проект поддерживал, а кто-то с ним боролся, попадая в самые «горячие» выпуски на канале активистов в сервисе YouTube. Разница в восприятии проекта была заметна и на региональном уровне: если в той же Москве активистов поддерживали, то в Петербурге отношение к борцам за соблюдение ПДД осталось прохладным.

Изначально «СтопХам» задумывался как способ донести до водителей важность соблюдения ПДД, однако с приобретением широких масштабов и популярности на видеохостингах, превратился в шоу, где молодые сторонники движения старались не столько донести свою мысль до нарушителей, сколько спровоцировать конфликт для большего числа «лайков» на YouTube.

Проект стал именем нарицательным — брендированные баннеры «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу», которые активисты клеили на автомобили нарушителей постепенно перешли и на другие сферы жизни. Так, блогеры и молодежь принялась «бороться» с прохожими, «гуляющими где хотят», с пловцами на дорожках в бассейнах, «плавающими где хотят» и многими другими.

Сам проект не изменял своим традициям и вел активную борьбу, в частности, на улицах столицы, чему способствовали небезразличные горожане. В Петербурге проект также нашел отклик среди жителей, организовавших своего рода местное представительство. Тем не менее, в массы неприязнь к не пропустившим пешехода водителям так и не перешла, ограничившись локальными конфликтами, в том числе и с представителями правопорядка.

moika78.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о